rebrik

Смысл не в том, что я вижу тебя, а в том, что я вижу в тебе…

Он впервые зашел в храм. Именно впервые. Это сразу заметно. Растерянные глаза, неуверенность и еще что-то, трудно определимое, что сразу выдает – новичок среди прихожан и захожан.
Понятно, священник ему нужен.
Теперь главное успеть, чтобы «знатоки» в платочках с советами не перестарались и собственную катехизацию не решили проводить.
Успел батюшка.
- Здравствуйте. У вас есть вопрос?
- Да, да, именно вопрос.
- Слушаю.
Новичок, немного волнуясь, объясняет:
- Понимаете, как оказывается все мои предки, начиная от деда с бабушкой и те, кто пред ними, верующими были, в церковь ходили, а я… - новичок замялся.
- Что вы?
- Решил, что Бог выдумка от незнания, а теперь, когда уже столько лет прожил, задумался, неужели они, весь мой род исторический глупее меня были? Ведь не может же быть такого, что я самый умный среди них?
- И откуда такие мысли с выводами взялись? – спросил священник.
- Да вот…
И новичок вынул из небольшого портфеля книжку. Отдал священнику и объяснил.
- Понимаете, я часто Льва Толстого перечитываю, как не возьмусь за его «Войну и мир» так, как будто, впервые роман раскрыл. Казалось бы, наизусть уже все знаю, а вновь и вновь что-то новое нахожу. А тут мне коллеги книгу на день рождения подарили.
Священник посмотрел на обложку и прочел: «Святой против Льва». Улыбнулся и спросил:
- Так вы теперь решили Ионна Кронштадского почитать?
Нет, отче, о том, как стать православным хочу узнать. Неловко как-то у чужих спрашивать, а Кронштадского я уже купил. Поможете мне церковным человеком стать?
- Слава Тебе Господи, - перекрестился священник, а потом, подумав, добавил, - и вам Павел Басинский, Спаси Господи!

Collapse )
rebrik

Иоанн Кронштадский

                                             

Сегодня, 2 января, день памяти святого и праведного Иоанна Кронштадского. Святого, чей великий духовный подвиг отнюдь не затемняют его непростой, сложный характер, категоричность слов и высказываний, порой излишнюю принципиальность и, к примеру, такую особенность, как частое (особенно в конце жизни) толкование собственных снов.
Опубликованные без купюр и пропусков дневники святого, многочисленные воспоминания о кронштадском пастыре дают возможность увидеть всю его многогранность, его сложный и в то же время для нас вполне понятный характер, где каменная, неподкупная принципиальность веры сочетается с всепоглощающей любовью к Богу и людям.
Думаю, что до конца мира сего споры о личности Иоанна Кронштадского будут иметь место. Ничего в этом страшного нет. Более того, разность мнений подтверждают и наш свободный выбор, главное качество определяющее человека и отделяющего его от тварей бессловесных, а также то, что праведный Иоанн был еще и человеком с присущим только ему характеру и образу мышления. Святость при этом не умаляется, а лишь подчеркивается, что каждый подвижник веры и благочестия неповторим и, простите, за «иностранное определение» - эксклюзивен. Если поймем сию данность, то никогда не возникнут сектантские объединения типа «иоаннитов», как и не превратимся мы в стадо бессловесное, когда все имеют общее причесанной и цензурой одобренное мнение.
                         

Теперь несколько цитат:
Друг Александра III граф С.Д. Шереметев, недолюбливавший отца Иоанна и считавший, что в его деятельность "замешалось что-то постороннее", все же вынужден был назвать его наравне с самим императором и Львом Толстым крупной величиной, обладавшей "силой неотразимого влияния".
Неотразимое влияние пастыря замечали и такие вполне рационалистически мыслившие люди, как сенатор А.Ф. Кони, оставивший описание молебна, который отслужил у его знакомых отец Иоанн:
"Служение его было совершенно необычное: он постоянно искажал ритуал молебна, а когда стал читать Евангелие, то голос принял резкий и повелительный тон, а священные слова стали повторяться с каким-то истерическим выкриком. Такое служение возбуждало не благоговение, но какое-то странное беспокойство, какое-то тревожное чувство, которое сообщалось от одних к другим…" Уходя, пастырь заметил сенатора, подошел к нему и поцеловал. "Этот поцелуй, - писал А.Ф. Кони, - и все оригинальное в личности и службе отца Иоанна произвели на меня невольное, но сильное впечатление. Я должен сознаться, что целый день чувствовал себя в несколько приподнятом и нервном настроении".

Далее цитаты из последних дневниковых записей, всероссийского пастыря (октябрь-ноябрь 2008 года):

«16 Октября. 8-мь вечера. Гди, благодарю Тебя за скорое, животворное помилование меня, грешного и убогого раба Твоего. Когда пришел сегодня в Собор, к утрени и подошел ко мне диакон посторонний - Феодор, служащий при церкви Умалишенных, прося помочь материально девице Наталье, его своячнице, живущей у него, - я с огорчением сначала отказал ему, а потом дал 7,5 руб., тоже с огорчением, недоброхотно и с неприязнью к нему, диакону; но потом, чувствуя скорбь и тесноту, и гнев Божий на меня, - я глубоко покаялся и получил явное прощение, мир, спокойствие совести, сердечный простор и дерзновение. Проскомидию совершил спокойно и Литургию тоже, хотя был очень слаб. Слава Богу!»

«Иосаф - Горленко Белгородский архиепископ, сколько чудес сотворил, а еще не причислили к лику Святых. Сколько готовых к открытию? О Церковь Православная! Сколько ты жизненна, свята, досточтима? Сколь возлюблена от всех истинных православных христиан.»

«Где будут на Страшном Суде наши [институтки] и профессоры Академий, Университетов и всех высших, средних и низших заведений со своими питомцами?- По достоинству своего духа или недостоинству каждый получит свое. Но содомлянам и гоморрянам, тирянам и сидонянам, ниневитянам и проч. будет отраднее, нежели христианам, принадлежавшим к Церкви Христовой, имевшим Евангелие, Богослужения, Таинства и пренебрегшим всем этим.
Что? Жутко, Господи? Спешите исправиться все; Суд приближается.»


                                             

Святой праведный Иоанн Кронштадский, пастырь всероссийский, помолись пред Престолом Божьим и о мне грешном!
rebrik

Апостол Первозванный

                                                 

«Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость».
(тропарь апостолу Андрею Первозванному)
Для нас, русских людей, апостол Андрей Первозванный — первый просветитель Христов. Исполняя волю апостольского собора, он проповедовал Евангелие на юге нынешней России и «своею проповедью смягчил скифов», и «с ревностию обошел савроматов и тавров», которые населяли степи между Днестром и Доном. По преданию, апостол, выехав из Херсонеса Таврического, поднялся по Днепру до киевских холмов, где воздвиг Святой Животворящий Крест, обратившись ко своим спутниками со словами: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия, великий город воздвигнется здесь, и многие церкви воздвигнет здесь Бог». С этого великого часа, можно сказать, ведет свое начало христианская вера и Церковь в пределах Древней Руси, и потому много столетий спустя, в XVIII веке на этом историческом холме зодчим Растрелли, по приказу императрицы российской Елизаветы Петровны, был выстроен удивительный по красоте Андреевский собор. К великой скорби дня нынешнего разрушителями Православия этот величественный храм передан ныне в руки тех, кто отвергает не только подвиг апостольский, но и саму веру православную.
Судьба Отечества нашего определенным образом напоминает жизнь его первоапостола. После долгих дней благоденствия — жесточайшие гонения, после впечатляющего распространения Благой вести на огромной территории — демонический натиск безбожия и крестные муки. В этом последовании Христу и Его Первозванному апостолу есть великий и святой смысл — хиреет и чахнет вера в том народе, который лишен Креста Господня и Голгофы, и только там, где они есть, христианская вера и Христова Церковь набирают новую силу и обретают благодатную помощь свыше.
С Праздником апостольским! С торжеством Первозванного Андрея!
rebrik

Рождественский пост

НЕБОЛЬШОЕ НАПУТСТВИЕ НА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ


Рождественский пост – установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть по сути лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.

Хотя, чего грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели…» Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.

Collapse )
rebrik

Предпостовая размышлизма...


Дорогие мои, одна просьба.
Не надо стараться вывести "общее правило для всех исповедующихся и принимающего исповедь".
Поверьте, это невозможно.
Вы все разные.
Все абсолютные эксклюзивы.
Каждый из Вас (как и из нас) оригинален только своей оригинальностью и грешен только собственными не менее оригинальными грехами.

Я уже почти 30 лет исповедую и одинаковых не встречал.
Как говорил незабвенный дед Щукарь: "У каждого свой сучёк имеется".
Иногда исповедь (все равно ведь вникаешь в ее смысл) вызывает чувство горечи, иногда и стукнуть хочется или по головке погладить, а бывает, что и в ужасе отшатываешься.
Невозможно не реагировать. Не получается.
Если начнешь, как пенек исповедь принимать - пеньком и станешь, причем дубовым.

Я когда-то думал, что самое тяжкое в труде священническом - покойников отпевать.
Нет!
Покойники они добрые. Соглашаются со всем. Даже внимательны в чем-то...
А вот исповедь и исповедники.
Тут труд. Иногда очень тяжкий.
Так что, ежели какой священник, что-то не так скажет (или ляпнет), вы, по своей милости, любви и милосердию постарайтесь простить ему.
Я не жалуюсь, но снисхождения все же за всю нашу братию прошу.
Поверьте, когда тебе на протяжении 2-3 часов рассказывают всякие гадости, причем иногда изощренные и извращенные, трудно оставаться в духовном равновесии и в умиленной радости.
rebrik

Нестор Летописец

                                       

Завтра день памяти преподобного Нестора Летописца.

Место монашеского подвига - кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси, середина XI начало XII века.

При упоминании этого подвижника невольно пред глазами келья, с горящей на столе свечей, и согбенный над пергаментными свитками старец, выводящий гусиным пером слова: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Преподобный, в своей «Повести временных лет», использует все доступные ему в те времена источники. Это и предшествующие русские летописные своды, монастырские записи, сказания. Не остались без его внимания византийские исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, воспоминания путешественников. Весь этот разнообразный ворох документов, записей и свидетельств осмысливается преподобным с строго церковной точки зрения. Пред нами не только становление русской государственности, но и история Русской Церкви, которую инок-патриот излагает в главных моментах ее исторического развития.

Одного этого знания о творце мирового шедевра было бы достаточным, чтобы имя Нестора вошло в историю, но ведь он был еще и монахом, молитвенником и духовным делателем. Знаменитое изгнание беса из будущего святителя Новгородского Никиты, которое вместе с иными киево-печерскими старцами совершил и преподобный Нестор есть подтверждение и духовного опыта, и прямое свидетельство для сегодняшних любителей экзорцизма, что чин этот молитвенный – удел опытных монахов-молитвенников, а не доморощенных священников обремененных семейными и приходскими заботами.

Но все же главная заслуга преподобного – возвеличивание истинного знания, которое в соединении с любовью к Богу и покаянием приносит мудрость житейскую и уверенность в вере и спасении.
Нестор-летописец не только древний писатель из трудов которого имеем и житие преподобного Феодосия и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», но и горячий проповедник книги как таковой.
Вчитайтесь в эти слова старца: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость». Разве не современны и злободневны эти мысли в день нынешний, когда книга стала заменяться бездушными интернет-смайликами, а само чтение ограничивается лишь «чириканием» (Twitter) c запасом слов от Эллочки-людоедки?
На какие бы источники опирались наши знаменитые историки Соловьев, Ключевский или Карташев, не будь под рукою Богом сохраненных текстов «Повести временных лет»? Именно преподобный Нестор дал историческое знание и приоткрыл тайны давних столетий. Он показал, каких высот может достичь мысль и знания человеческие, если они сочетаются с духовным деланием.

Молитва преподобному Нестору Летописцу
О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче!
Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных,
бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу,
тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей.
Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии
крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш,
внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа
и прославляюще твое заступление во веки веков.
Аминь


Есть еще одна личная «случайность», которых, как известно не бывает, связанная с преподобным.
Ровно пять лет назад 8 ноября 2014 года вручили мне орден Нестора Летописца.


rebrik

К завтрашней проповеди о Сеятеле (Лк. 8:5-15)

(краткое изложение)

- Ежедневно изучать почву своего сердца.
- Удобрением, то есть молитвой, сердечную почву укреплять;
- прополкой, то бишь исповедью, ее очищать от сорняков сомнения и будяков лени духовной. Только тогда семена, посеянные Словом, накормят, напоят и к Нему приведут.
- Слушаемся Шекспира в пастернаковском изложении: «Ты поверни глаза зрачками в душу, ведь там повсюду пятна черноты».
- И вообще: смотри в себя и будет с тебя!
Аминь!
rebrik

Вера в чуде не нуждается

                                           
К завтрашней проповеди
Сына вдовы из Наина Господь без ее просьбы воскресил. Просто: "сжалился над нею".
Экзегеты часто рассуждают, что Господь это сделал для "доказательства", что "Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Иоан.5:21). Насколько понятно из дальнейшего текста у Луки, жителей Наина это, отнюдь, не убедило. Мессией Христа так и не признали, хотя на уровень "пророка" поставили.
Так что все рассуждения и требования, чтобы если Господь Себя покажет (типа: проснулся утром, а у меня 100$ под подушкой), тогда и поверю - всего лишь слова.
Знал Господь, что "если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят"
(Лук.16:31). Знал.
Так что, да простят меня толкователи, человеческое в Наине проявилось у Спасителя. Он просто сжалился над вдовой.
Сила - Божия, а вот причина - человеческая.

Ни чудеса, ни свидетельства об удивительных преображениях человека, поверившего Богу, ни рассказы об исцелениях и событиях неподвластных разуму земному - есть главное в вере православной. Чудо отнюдь не обязательно и оно не сила, привлекающая к Богу. Это, всего лишь, бесконечная доброта и непостижимая любовь Его к нам, в ответ на наши молитвы.
Сколько не приводи примеров о чудесах, упертого в своем неверии отрицателя Бога не убедишь и молиться не заставишь. Лишь повторится, может быть, в иной интерпретации, старая анекдотическая история, когда священник рассказывал о своих многократных падениях с высокой колокольни, что не привело его к смерти и к травмам. На первое падение сомневающийся ответил, что это случайность, на второй батюшкин «полет» был ответ – совпадение, а третье низвержение с колокольни привело оппонента к выводу: «Это, отче, уже привычка».
Вера в чуде не нуждается.
Для меня же лично, собственное утверждение в вере, каждое утро происходит, когда мы панихиды служим (они у нас практически ежедневно). И на девятый день, и на сороковой, и на годовщины смерти своих родных приходят в храм те, кого и прихожанами не назовешь. Заказывают службу, покупают свечи, крестятся, как умеют, и благодарят.
Это не дань традиции и не потому, что «так положено» и «все так делают», а от внутреннего убеждения необходимости молитвы о родных и любимых, кто уже закончил бытие земное.
У нас любят рассуждать и считать, каков процент православных «в действительности», исходя из количества причащающихся в определенный день и определенном месте, но совершенно не видят тех, у кого есть внутреннее убеждение в вечной жизни, в чудо воскресения и в возможность встречи в вечности.
Не было бы этой веры, мы бы, священники и наши помощники, наизусть последование панихиды не знали…
Чудо оно не для веры, это вера для реального Чуда.

rebrik

Дед Христос



В бытность мою на сельском приходе, в день Преображения Господня, яблочным Спасом называемом, приходил в храм дед. Он всего лишь четыре раза в год появлялся: на Крещение, Пасху, Троицу и Преображение.
Приходил основательно, с вечера, с сумкой продуктов и сменной обувью. Подойдет к храму старосту или меня кликнет и с полной уверенностью спрашивает-заявляет:
- Куда сумку положить и где ночевать определяться?
После решения данных вопросов располагался на указанной кровати, умывался у колодца, ел краюху хлеба (только с водой!), так как три дня пред причастием постился, (причем данный подготовительный пост совершался только по его личному особенному правилу), переобувался и шел на всенощную.
Как то в один из предпраздничных преображенских вечером, решил я посмотреть, что дед делать будет после службы. Отдыхать уляжется, его умирающая деревенька в километрах пяти от прихода находится и автобус туда далеко не всегда ездит, или чем другим займется. Заглянул в гостиную комнату. Дед, поставил на тумбочку, в стакане с крупой, свечу, иконку какую-то маленькую прикрепил (хотя в комнате свой иконостас) и тихонько молится. На мое вторжение дед даже не обернулся.
На Преображение, независимо от того, на какой день праздник припадает, в храме всегда много прихожан, а запах принесенных для освящения яблок и прочих фруктов Богом в этом году данных церковный ладан превосходит и усомнится не даст – Спас яблочный наступил.
К Чаше первыми всегда ребятишки подходят, затем старики. Дед первый. Основательно перекрестится, поклон земной положит, причастие примет и со столь торжественным видом к запивке идет, что всем сразу понятно становится – это главное событие в дедовской долгой жизни.

А в приходском дворе его уже вся ватага ребячья с нетерпением дожидается.
Почему? Так дед их после освящения положенного, всякими вкусностями домашними угощает. Всех, до единого.
Спросил как-то у него:
- Дед, это от кого у вас благословение такое, детей кормить на праздники?
Удивился дедушка, несказанно удивился.
- От Бога, батюшка, от Бога. Помнишь, Он сказал, чтобы детей к Нему приводили?
Я то помнил, но как то все теоретически…
Дети же лучше чем я в разумении своем оказались. Они его, деда нашего, из деревни дальней, так и звали – дед Христос.
rebrik

Святые мученицы, молите Бога о нас!



Вера, Надежда, Любовь и матушка их София – беспрецедентный подвиг! Удивительная вера, невозможная без надежды и основанная на любви…
И как же горько и страшно слышать от прихожанки Веры, что она веры не имеет, а от Любови рассуждения о том, что она никогда не может любить тех, кто рядом, так как они «змеи подколодные». Тут еще к аналою Надежда подходит и долго убеждает, что все ее жизни не исполнились, что Бог ей не помогает и надежды в сердце не осталось.
А София сегодня на службу не пришла. Она купорку на зиму закрывает…
Простите их мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София! Простите…
И меня вкупе с ними, что не смог расшевелить их душу, не достучался в их сердце, не смог доказать и показать, что «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21).
С Днем памяти святых мучениц!