protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Categories:

ПОДВИЖНИК ЗЕМЛИ ДОНБАССКОЙ

Благодарю Православие.Ру за публикацию.
https://pravoslavie.ru/121280.html


Памяти мученика за веру священника Николая Добровольского († 1937)
Протоиерей Александр Авдюгин

Отец Николай Добровольский с матушкой Марией. 1906 г.
Отец Николай Добровольский с матушкой Марией. 1906 г.

«Несть пророка в отечестве своем». Многие знают и используют эту церковнославянскую фразу, которая сложилась на основе евангельского стиха: Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13: 57).

Смысл выражения понятен. Мы в большинстве случаев не видим святости у тех, кто находится рядом с нами. Предполагается, что все мудрое, великое и правильное не может жить и родиться здесь, у нас, в соседнем доме или подъезде, в нашем храме или недалеком приходе. Особенно это характерно для провинциальных городов и сел, где, к сожалению, до дней нынешних мало уделяется внимания истории приходов, и прежде всего жизнеописаниям священнослужителей, там служивших.

Доступ к архивным документам недавней для нас эпохи гонений на веру и сегодня чрезвычайно сложен, требует массу согласований, разрешений, утверждений и т.п.

Сейчас, когда канонизирован сонм новомучеников и исповедников, от власти безбожной пострадавших, выясняется, что практически каждый приход и храм, история которого берет начало до 1917 года, имеют свидетельства подвига веры во Христа. Осталось лишь одно – открыть страницы нашей истории, и тогда понятие «святость» не станет прерогативой только далеких монастырей и столичных городов.

Один из таких подвижников веры православной есть в нашем шахтерском городе Ровеньки (ЛНР): это последний настоятель взорванного в конце 1930-х годов Свято-Никольского храма, который находился на месте нынешней СШ № 4, священник Николай Добровольский.

«Поставлен в пример духовенству Донской епархии»

Родился Добровольский Николай Васильевич 28 марта 1874 года в Суздале, в религиозной семье (отец, Василий Добровольский, был дьячком одной из суздальских церквей).

В 1896 году Николай Добровольский окончил курс Донской духовной семинарии в г. Новочеркасске по первому разряду. В том же году женился на дочери мещанина Марии Кузьменковой 1876 г.р. В октябре 1896 года определен на штатное священническое место и рукоположен во священника к Вознесенской церкви слободы Новопавловки (ныне село Новопавловка, что северо-восточнее Новошахтинска в Ростовской области).

В мае 1897 года отец Николай подал прошение и перемещен священником в Вознесенскую церковь села Благовка, которая со времени окончания ее строительства в 1894 году не имела постоянного приписанного к ней священнослужителя, то есть отец Николай стал первым настоятелем благовского прихода.

Десять лет прослужил отец Николай в Благовке. Его пастырская деятельность – это не только богослужения, содержание храма и приходские заботы. Много времени уделяет священник благовской церковно-приходской школе, в которой он все это десятилетие был законоучителем. Его образованность, начитанность, многосторонность знаний не остались незамеченными. С 1904 года он становится членом Ровенецкого благочиннического совета, где исполняет послушание цензора проповедей, а также трудится законоучителем в церковно-приходской школе, а затем и заведующим данной школы.

Отец Николай, член Ровеньковского благочиннического совета, исполняет ряд послушаний правящих архиереев Донской и Новочеркасской епархии Афанасия (Пархомовича; † 1910), Владимира (Синьковского; † 1917), Митрофана (Симашкевича; † 1928).

У отца Николая было два сына (сведения о них пока не найдены) – Николай и Сергий.

В феврале 1907 года священник Николай Добровольский, как сообщают «Клировые ведомости», перемещается на штатное священническое место «к Николаевской церкви слободы Орлово-Ровенецкой (ныне город Ровеньки), где проходит должности заведующего Орлово-Ровенецкими церковно-приходскими двухклассной и мужской одноклассной школ, а также законоучителя земского училища».

Отец Николай в 1912 году назначается настоятелем Свято-Никольской церкви, а также ему благословлено быть духовным следователем по благочинию и заведовать свечным складом.




В ноябре 1900 года за миссионерскую деятельность указом Донской духовной консистории он поставлен в пример духовенству Донской епархии, а в 1915 году удостоен грамоты Священного Синода.

«Призывал, чтобы при переписи указывали себя верующими»

До 1931 года служил отец Николай Добровольский настоятелем в городе Ровеньки, пережил все перипетии революционных лет, гражданской войны и первое гонение на Церковь в 1920-х годах. Храм периодически закрывали, но иногда на большие православные праздники совершать богослужение разрешали. В 1935 году церковь окончательно закрыли, и служить теперь было негде. Но батюшка остался жить в Ровеньках: как сам говорил, «при своих сыновьях».

В 1937 году к отцу Николаю пришла группа верующих с просьбой, чтобы они вместе молились и совершали религиозные обряды. Тогда отец Николай съехал от сына и снял для себя отдельную квартиру по ул. Красной, дом № 48. Обставил ее иконами и крестами и начал проводить богослужения, совершать обряды и Таинства. Никакого разрешения на это он, конечно же, не имел.

Вскоре по доносу за его деятельность было открыто следствие.

Уголовное дело начинается с характеристики, которую написал Ровенецкий райисполком. В ней говорится, что Добровольский Николай Васильевич «на учете в отделе культов не состоит. За все время проживания занимался активной пропагандой среди населения, которым себя окружил. Ведет агитацию против мероприятий, проводимых советской властью. В 1936 году в период переписи Добровольский ходил впереди счетчиков к своим верующим и вел агитацию, чтобы они при переписи указывали себя верующими. Записью неверующих будет запрещено открытие церквей, а когда большинство будут “верующие”, в городе будет разрешено открыть церковь. Тогда же обругал нецензурными словами одного из счетчиков. Не оформив религиозную общину, он проводит крещение детей. Не имея на это разрешения в райфинотделе. В данный момент ходит по дворам избирателей с молебнами, когда никаких оснований на это нет. Ведет работу против выборов, разъясняя, что старикам на выборы являться нельзя, потому что этим нарушается вера в Бога (Священным Писанием правительство именуется “нечистым”), вследствие чего, при изучении положения о выборах по этому участку, люди, особенно старики, не являются в кружки и на выборы».

О каких кружках идет речь, не совсем понятно, но то, что жители слободы при переписи указали, что они верующие, – это факт. И расплачиваться за этот факт пришлось отцу Николаю своей жизнью.

Постановили: расстрелять

14 декабря 1937 года был выписан ордер № 78 на обыск и арест священника Добровольского Николая Васильевича. Батюшку посадили в тюрьму, все имущество конфисковали. При аресте было изъято:
«– церковная ведомость за № 39, 7, 33, изданная 1916 г.;
– “Донской православный вестник” за 1903 г.;
– то же № 9, № 26 издательства 1916 г.;
– то же № 25 за 1904 г.;
– книга “Солнце правды” И. Кронштадтского и другое периода монаршеской литературы без обложек;
– послание епископа Иосифа гр. Василию Белавину (патриарху Тихону);
– заявление церковного совета Покровской церкви с. Медвежанки на 2-х больших листах;
– 13 писем, подлежащих проверке».




В конце протокола следователь пишет, что «больше контрреволюционной литературы не обнаружено». Но найденного было достаточно, чтобы вынести обвинительный приговор, добавив в качестве доказательств показания двух свидетелей.
Последний допрос священника состоялся 14 декабря 1937 года.
Из протокола допроса можно узнать об отце Николае, что он происходил из семьи «служителей религиозного культа», а также что он «после закрытия церкви не бросил своей должности священника и продолжал заниматься религиозными обрядами по квартирам» – так говорит батюшка на допросе. Ничего не тая и ничего не скрывая.
Выписка из протокола допроса:

«Вопрос: Состоите ли вы на учете в отделе культов в Ровеньском райисполкоме?

Ответ: На учете в отделе культов я не состою.

Вопрос: Вы проводили религиозные обряды по г. Ровеньки? Имели ли вы разрешение от райисполкома?

Ответ: Религиозные обряды и служения я проводил без разрешения.

Вопрос: Следствие располагает, что вы проводили антисоветскую деятельность. Подтверждаете?

Ответ: Это я не подтверждаю. Никакой антисоветской деятельности я не проводил. Правда, я должен признаться, что с 1934 года мной мое священное служение нигде не было зарегистрировано и оформлено. Без этого я проводил крещение детей, собирал в своей квартире всех верующих и проводил с ними молитвенное служение».


Вот и весь материал по делу священника Добровольского Николая Васильевича: характеристика, анкета, протокол короткого допроса и показания двух свидетелей. На основании этих немногочисленных документов следователь пишет свое обвинительное заключение. Процитирую его полностью:

«Я, начальник Ровенецкого райотделения НКВД лейтенант N, рассмотрев 26-го декабря 1937 года следственное дело по обвинению Добровольского Николая Васильевича, 1874 года рождения, уроженца города Суздаль. Проживал в городе Ровеньки Донецкой области, без определенных занятий, в прошлом поп.
Установил следующее: Добровольский Н.В., в прошлом служитель религиозного культа, без определенных занятий, нелегально совершал религиозные обряды у себя на дому. Под флагом совершения религиозных треб проводил антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий соввласти. В период подготовки к выборам в Верховный Совет вел подрывную работу, призывал граждан не участвовать в выборах. В одном из своих выступлений Добровольский заявил: “Скоро колхозов не будет, т.е. эта власть переменится и на ее место будет другая”. В 1936 году во время Всесоюзной переписи населения Добровольский ходил по квартирам и агитировал среди граждан, чтобы записывались верующими.

При обыске у Добровольского изъяты рукописи явно антисоветского содержания. Вот наиболее характерные выдержки из них: “Драка за кусок хлеба и свою безопасность… превратились в молчаливых покорных рабов безбожной власти и, к стыду нашему, оказались трусливее мирян. Мы, с одной стороны, Ваши посланцы, а с другой стороны, выразители воли и мысли архипастырей, клириков, мирян всей России, знаем и понимаем, в какой атмосфере террора и запуганности жил и живет не только духовный мир, но и все верующие: мы были очевидцами, как два или три палача вели на расстрел десятки сильных молодых людей”.
И еще одна выдержка из этого послания: “Нет, мы зовем Вас вместе с нами на тяжкий подвиг несения веры Христовой; то, что говорили в Священном Синоде, есть безумие и измена Православию. Мы, архипастыри и члены Синода, чтобы очистить свою совесть и искупить великий грех свой, должны нанести смертный удар преступному сотрудничеству Священного Синода в ГПУ”.
Контрреволюционное содержание этого обращения подтверждается еще следующим выпадом против соввласти: “Вспомните о тысячах архипастырей, больных и немощных, томящихся в советских тюрьмах и ссылках”.


Виновным себя не признал, но обличается показаниями двух свидетелей».

Далее следователь постановил: «Следственное дело по обвинению направить на рассмотрение тройки УНКВД по Донецкой области».

Решение заседания тройки от 28 декабря 1937 года:
Добровольского Николая Васильевича расстрелять, имущество конфисковать.


***
Реабилитирован отец Николай 02.08.1989 года согласно Указу ПВС СССР о реабилитации.
К сожалению, до дня нынешнего неизвестно место захоронения отца Николая Добровольского.
Документы о мученическом подвиге священника Николая Добровольского будут переданы в Синодальный отдел по канонизации Русской Православной Церкви.

Использованные документы:
Выписка из «Клировых ведомостей» по Ровенецкому благочинию Таганрогского округа за 1913 г. № 24.

Архив Луганской Народной Республики. Ф. З-3747. Оп. 2. Д. № 16639-Р.

Tags: Ровеньки, Ровеньковская епархия, Церковь, история, публикация, статья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment