Понимаю, что поздновато, но только сегодня увидел, что опубликовано.
Протоиерей Александр Авдюгин:
– В 2015 году я готовил проповедь к первому воскресенью Великого поста – к Неделе Торжества Православия – и невольно задавал себе подобный вопрос. Тем более что на фронте еще активно стреляли, комендантский час был строгим, Луганск разрушенным, а по селам между опаленными и сгоревшими домами и хатами зияли зловещие воронки от снарядов. Следы прошедших боев были видны везде.
Как же говорить о Торжестве Православия, когда православные по крещению продолжают активно не только враждовать, но и убивать друг друга?!
Конечно, можно было ограничиться догматическим объяснением этого праздника, но как связать те древние события VII Вселенского Собора и триумф иконопочитания с днем нынешним?
Оказалось, что нужно всего лишь взглянуть на церковные события в наших военных градах и весях.
В Луганске во временный храм преподобного Сергия Радонежского аккурат к окончанию Литургии прилетела ракета с «освобожденной» территории. Насквозь потолок пробила, благо, что не разорвалась. Господь не попустил. И что?
Ракета прилетела в церковь, когда шла Литургия, но на следующий день те же люди снова молились в храме!
На следующий день на Литургии – те же, кто и вчера молился.
Разве это не Торжество Православия?
В нашем Богом хранимом граде летом, как по заказу, обязательно к Евхаристическому канону – к главному церковному Таинству – стекла в окнах и витражах от недалекой работы артиллерии ходуном ходить начинали. И что?
Никто не уходил! Более того, в самое тяжкое время, когда город опустел, когда не было связи и воды, когда не слышалось детского смеха, мы собирались и обходили город крестными ходами. Водители автобусов и немногочисленных автомобилей, которые до войны громогласно возмущались препятствиями, чинимыми нами на дороге во время крестных ходов, в военные июльские и августовские дни останавливались, из машин выходили и крестным знамением себя осеняли, причем некоторые на коленях.
Это Торжество Православия!
С ноября 2014 года езжу за медикаментами в Ростов и Азов – деваться некуда. С Запада приходят лишь поставки, альтернативные продуктам, пенсиям и лекарствам, то бишь «Смерчи» всякие, «Грады» и прочие смерть несущие товары. Лекарств уже привезли более чем на 1 миллион рублей. Деньги идут со всех уголков России, из Казахстана, США, Новой Зеландии, Германии и т.д. От православных деньги… По крупице, по нескольку сотен рублей, но постоянно «кукует» смартфон о новых пожертвованиях.
И это тоже Торжество Православия!
Так и в сегодняшние времена. Лукавый устроил антиправославную пляску по правобережью Днепра, даже сюда, на полностью русскоязычный восток, пытается зайти. И каков итог? Лишь мизерная доля приходов покинула каноническую Церковь. Безоружные прихожане, священники и церковный притч разве смирились? Не щадя себя, пренебрегая собственным здоровьем и жизнью, стоят с верой во Христа, защищая свои святыни от озверевших националистов и оболваненной ими молодежи, которая никогда и в храм-то не ходила.
Это и есть Торжество Православия.
Варфоломей раскол на Украине усугубил, но Православие как пребывало, так и пребывает в своей полноте и Истине. Церковная история знает множество примеров подобных расколов. Иудин грех – это не событие только апостольского времени, он, как и предупреждение апостольское: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет. 2: 1), имеют вневременные рамки. Переживем. Чище пред Богом станем и умнее пред врагами веры будем.
Так что Торжество Православия и в день нынешний именно Торжество.