protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Category:

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

                                                     

«Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость».
(тропарь апостолу Андрею Первозванному)

Для нас, русских людей, апостол Андрей Первозванный — первый просветитель Христов. Исполняя волю апостольского собора, он проповедовал Евангелие на юге нынешней России и «своею проповедью смягчил скифов», и «с ревностию обошел савроматов и тавров», которые населяли степи между Днестром и Доном. По преданию, апостол, выехав из Херсонеса Таврического, поднялся по Днепру до киевских холмов, где воздвиг Святой Животворящий Крест, обратившись ко своим спутниками со словами: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия, великий город воздвигнется здесь, и многие церкви воздвигнет здесь Бог». С этого великого часа, можно сказать, ведет свое начало христианская вера и Церковь в пределах Древней Руси, и потому много столетий спустя, в XVIII веке на этом историческом холме зодчим Растрелли, по приказу императрицы российской Елизаветы Петровны, был выстроен удивительный по красоте Андреевский собор. К великой скорби дня нынешнего разрушителями Православия этот величественный храм передан ныне в руки тех, кто отвергает не только подвиг апостольский, но и саму веру православную.

По сообщению преподобного Нестора-летописца в «Повести временных лет», апостол от Днепра двинулся дальше на север, достиг места Великого Новгорода, Ладоги и через Балтийское море вернулся в Рим, посетив все области будущих Киевского и Новгородского княжеств, где происходило затем созидание христианской Руси. Историки оспаривают эту часть предания, но она сама по себе знаменательна — благочестивые пращуры наши желали, чтобы на всю их землю распространялось благословение апостола Христова, призванного к тому же первым к евангельскому благовествованию. И как Испания есть страна апостола Иакова, Греция — Павла, Индия — Фомы, так и Россия освящена присутствием и проповедью в ней ученика Самого Господа.
В древнем Херсонесе, близ нынешнего Севастополя, апостол Андрей строил храмы и назначал епископов. Там предание указывало стопу его на камне у пристани, причем собиравшаяся в ней вода исцеляла больных. Около Инкермана сохранились остатки раннехристианской базилики святого Андрея с высеченным в скале престолом его имени. Все это — наша христианская предыстория, связанная через апостола Андрея непосредственно с Самим Спасителем.
Как известно из Евангелия, Христос, проходя по берегу Тивериадского озера, призвал рыбака Андрея вместе с его братом Симоном-Петром простыми, но вещими словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19). Слова эти предвещали всемирное служение апостолов и их особенное в этом значение. Характеры у братьев были разные: Петр отличался пылкостью и стремительностью, Андрей был вдумчивее и сосредоточеннее, но братья, очевидно, хорошо дополняли друг друга. Правда, когда пришла пора благовествования, Андрей через некоторое время разлучился с братом и стал сотоварищем Иоанна, вместе с ним проповедуя в Эфесе. Там, у апостола Иоанна, жила Божья Матерь, и Первозванный таким образом непосредственно находился под Ее покровом и мог проникнуться примером Ее святости, сиявшей ему, вероятно, и на лесистых берегах Днепра.
Апостол особенно много потрудился в Малой Азии, прежде всего в ее причерноморской части. В Синопе в древности показывали его кафедру из черных плит, источник, где он крестил язычников, темницу, в которой он находился вместе с апостолом Матфеем и первыми обращенными. После посещения России, апостол Андрей направился в Византий, будущий Константинополь, где основал кафедру, поставив на нее своего ученика Стахия. В этот город позднее император Константин перенес святые мощи апостола с места его распятия — города Патры в греческом Пелопоннесе. Так Первозванный объединил своей прижизненной и посмертной судьбой два великих православных центра — будущую Византийскую империю и воспринявшую из нее христианство Киевскую Русь.
После многотрудной, но успешной проповеди, после тысяч обращенных ко Христу, после основания многих епископств, после гонений и испытаний, почета и славы апостол Андрей окончил мученически свою жизнь, славя Христа Спасителя за дарованный ему крест: «…возьми меня от людей и отдай меня моему Учителю, чтобы тобою принял меня Тот, Кто искупил меня тобою». Образом кончины своей Первозванный уподобился Христу на Голгофе, тогда как благовестием подражал Его земной жизни.

Судьба Отечества нашего определенным образом напоминает жизнь его первоапостола. После долгих дней благоденствия — жесточайшие гонения, после впечатляющего распространения Благой вести на огромной территории — демонический натиск безбожия и крестные муки. В этом последовании Христу и Его Первозванному апостолу есть великий и святой смысл — хиреет и чахнет вера в том народе, который лишен Креста Господня и Голгофы, и только там, где они есть, христианская вера и Христова Церковь набирают новую силу и обретают благодатную помощь свыше.
С Праздником апостольским! С торжеством Первозванного Андрея!
Tags: Андрей Первозванный, апостол, праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment