protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Игумен Павел (Волгин) и «живой Бог»

                                         

Продолжаю публикацию воспоминаний о игумене Павле (Волгине).
Сегодня закончил расшифровку воспоминаний Беляевой (Гнетневой) Надежды Николаевны.
Стилистика текста сохранена, только ошибки исправил.

Предыдущие рассказы и записи о подвижнике:
Первая часть ЗДЕСЬ.
Вторая ЗДЕСЬ
Третья ЗДЕСЬ
Четвертая ЗДЕСЬ
Готовим небольшую книгу о игумене.


Я, Беляева (Гнетнева) Надежда Николаевна, родилась в с. Дьяково, тогда Ровеньковского р-на, Ворошиловградской обл. 25 сентября 1949 года. Крещена была здесь же батюшкой игуменом Павлом (Волгиным), о чем узнала от своей бабушки Романенко Степаниды Яковлевны, когда подросла.
Так как родители Гнетнев Николай Игнатьевич и Гнетнева (Галицкая) Нина Федоровна работали на шахте им. Чапаева посменно, то я жила до 1951 года с бабушкой в Дьяково. После рождения в 1951 г. брата, отец забрал нас к себе и до 1955 г. мы все жили на пос. Первомайский недалеко от поселка Михайловка. В эти года бабуня со мной несколько раз пешком через балку Ореховая ходила в с. Дьяково на церковные праздники. В Церкви к нам всегда подходил батюшка, клал руку мне на голову, давал конфеты или яблоко и спрашивал, как я живу, а потом о чем-то еще говорил с бабулей. Каждый раз, когда мы возвращались домой, бабушка рассказывала мне, что батюшка Павел самый лучший и другого такого батюшки нигде больше нет.
Еще помню, батюшка всегда спрашивал у нас, у детей, носим ли мы крестики, знаем ли молитвы, умеем ли креститься. Я расстегивала воротничек матроски доставала крестик целовала его и показав батюшке, крестилась и произносила: «Господи помилуй!»
В 1955 году бабунин младший сводный брат, живший все эти годы в ее хате, построил себе дом и бабуня засобиралась домой в с. Дьяково. Отец тоже решил переехать всей семьей в село. Мама пошла работать дояркой, а отец не смог работать в селе и снова ушел на шахту «1-2» , где начальником шахты был Макаренко Тимофей Несторович. Так как с квартирами было тогда нелегко мы с мамой оставались в селе. Именно тогда я немного лучше узнала батюшку Павла. Жил он на улице Тельмана в доме двух монашенок, идти в церковь далековато, а он уже немолодой был и делал две остановки одну на завалинке хаты бабы Госпалюк, вторую недалеко от моста через речку. И всегда к батюшкином остановкам тянулись и мы, дети, а иногда подходили и взрослые. Батюшка взрослых (чаще женщин) выслушивал потом нас малышню одаривал конфетками (монпансье) до сих пор помню их анисовый вкус. Вечером, возвращаясь из церкви, батюшка заходил в некоторые дворы « побеседовать» особенно в те, где мужчины подвыпив обижали женщин. Ни разу не слышала чтобы батюшка на кого-то повысил голос или сказал что-то резкое, но виновник обычно красный, как вареный рак, провожал батюшку благодаря за науку и оправдываясь.


Петропавловский храм в с. Дьяково

Батюшку любили и уважали почти все в селе, но были и такие , которые требовали закрыть церковь и изгнать батюшку. Но как говорится: «Не дал Бог табе хвоста…» Особенно ярый противник церкви и батюшки был бабунин сводный младший брат (Иван Захарьевич) и осадить, поставить его на место в селе мог только председатель колхоза Стрельченко Иван Михайлович, а в нашей семье только отец.
А вот у бабушкиного деверя Романенко Тимофея Петровича, были своеобразные отношения с батюшкой. Сам дедушка Тимошка был из верующей большой семьи, в которой было пять своих и шестой усыновленный сын. Так как до 1917 года землю нарезали только на лиц мужского пола, то семья Романенко Петра и Иулиты по прозвищу «Подоляне» была зажиточной имели быков, коров, лошадей, свой «Подолянский сад». Во время коллективизации все было сдано в колхоз. С полей Великой Отечественной живыми в село вернулись только двое сыновей Тимофей и Николай. Николай работал в сельском радиоузле. Тимофей был на все руки мастер: и тракторист, и комбайнер, и на маслобойне работал, но пристрастился к «зеленому змию» и часто «гонял» свою семью. Сам - добряк по натуре, выпив становился тираном. Когда же на следующий день выпросить прощения у семьи не удавалось, шел к батюшке, складывал молитвенно руки, глаза долу и жаловался сам на себя батюшке. Вечерком же вся семья дяди Тимофея усаживалась у стола встречала батюшку (благо он жил недалеко) и очень долго беседовали, мир семейный наступал в на 3-4 месяца.
Помню в 1956 г. в августе «наша улица» это 7-8 человек 1949 года рождения собрались идти «записываться» в школу и встретив батюшку поделились с ним своей новостью, он нас всех благословил, но сказал что т.к. мы рождены в II й половине 1949 г. то вряд ли мы пойдем в этом году в школу четыре первых класса в школе укомплектовано и пятый скорее всего открывать не будут, так и получилось: нам сказали приходить на следующий год . А летом 1957 года отец получил квартиру на пос. Алмазном и мы с мамой и братом переехали в город, где я и пошла в школу.
В первом классе я еще носила крестик под форменным платьем и когда бывала у бабуни мы ней ходили в церковь у батюшки я первый раз и исповедовалась. Рассказала я батюшке, что мама сильно ругает бабуню за то, что она берет меня в церковь и бабушка потом сильно и подолгу плачет, и еще сказала что во втором классе нас будут принимать в пионеры, а мама грозится, что расскажет о носимом мною крестике. Батюшка подозвал бабушку и сказал ей, что раз мама против того, что я хожу в церковь, чтобы ее не раздражать, пока не надо меня брать с собой. Еще батюшка, зная, что в школе или мама могут сорвать с меня мой крестильный крестик, посоветовал чтобы он пока находился бабуни. Батюшка еще раз мне напомнил: «Читай… есть книги из которых ты поймешь, что Бог наш не икона не лики, а Бог наш - живой!» С тех пор, вот, и читаю, отсевая зерна от плевел.
Но эти события произошли уже после еще одной моей можно считать судьбоносной встречи. В том же 1958 году, в конце литургии престольного праздника, батюшка Павел вдруг сказал: «А теперь идемте встречать наших дорогих странников!» И пошел по проходу к выходу из церкви. Мы все следом. Батюшка с крестом в руках за ограду, мы за ним, а людей было много. Смотрим, у подножия горы, на которой стоит церковь, останавливается грузовая машина и из нее спрыгивает на землю худенький молодой монашек и много женщин не монашки, но в темных одеждах и быстро, почти бегом поднимаются к нам. Батюшка наш обнимает молодого монаха, а я стою чуть не между ними смотрю. Тут наш батюшка и говорит: «Вот отец, Виталий, знакомься с моей прихожанкой…» я хотела за бабуню спрятаться да куда там, надо раздвинуть толпу где-то до 3-го 4-го ряда. Отец Виталий мне руку на голову положил:
- Ты, что испугалась? - говорит, я качаю головой. - Тебя как зовут?
- «Надежда» - отвечаю. (1)


схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Батюшка наш и о.Виталий смотрят и улыбаются, и я начинаю улыбаться. А батюшка Павел рассказывает:
«Принесли ее крестить. А у нее взгляд такой серьезный и осмысленный, как будто она понимает суть таинства. Читаю, пою, она внимательно смотрит. Взял на руки, легонькая, приподнимаю, а она меня хвать за бороду обеими ручонками, я от неожиданности ее в воду с головой и погрузил, и так три раза. Так, что это моя любимая прихожанка.
Тут бабуня ко мне пробилась и я за нее спряталась. А потом мы вошли в ограду, там уже стояли столы, батюшки прочли молитвы и все сели обедать.
Отец Виталий одну из своих странниц усадил между собой и батюшкой Павлом, тут она как начала кричать, я не знаю и не помню, что она кричала, но порой казалось, что она рычит. Отец Павел руку ей на голову положил и голос странницы тише стал, тише и вообще крик прекратился.
Когда обед закончился батюшка спросил у бабуни сможет ли она принять у себя странниц, бабуня согласилась. Мы с ней пошли домой, наносили хорошей воды, нагрели. И когда странницы пришли к нам им было и чем искупаться, и головы помыть. Та женщина тоже была с ними, но она уже не кричала, а другие женщины ее искупали, помыли голову и она спала не просыпаясь всю ночь.
Помню, что мы с бабуней ходили проведывать батюшку, когда он сильно заболел, а потом ходили прощаться с нашим батюшкой . Людей было очень много.
Те, кто знал батюшку Павла говорили, что незадолго до его кончины к нему приезжал сын занимавший какой-то большой пост не то в Киеве, не то в Москве. Действительно, тогда еще таких машин, на которых к нему кто - то приезжал у нас в городе не было. Ему предложили собрать консилиум врачей, а батюшка сказал, что он уже свое отжил ему 102 года.
Я уже давно знаю, что Бог живой и он любит нас как своих детей, правда мы не всегда послушны его воле, все больше пытаемся жить своей волей .
Я довольно много читаю и каждый раз убеждаюсь, что батюшка Павел не просто дал мне задание, читать, но и помогает мне оттуда как будто специально по моему заданию подбирая мне книги. Так было и с книгой «Житие схиархимандрита Виталия».
Я часто вспоминала тот эпизод с приездом странников на престольный праздник в с. Дьяково. Я уже не помнила, как зовут того монаха-священника, но будучи в Крестовоздвиженском храме в пос. Алмазный города Ровеньки, беседовала с о. Виталием Осиковым и попросила благословения взять что-то почитать в их приходской библиотечке и среди нескольких других книг которые я себе подобрала, была и книга «Житие схиархимандрита Виталия». Когда же дочитала до эпизода приезда о. Виталия и странников в с. Дьяково только и могла подумать: «Славен Бог во святых своих!»
Многое еще вспоминается, да только не знаю надо ли это кому?


1. Речь идет о схиархимандрите Виталии, в мiру Виталии Николаевиче Сидоренко (1928-1992), который был воспитанный в традициях Глинской пустыни у великих старцев, прошел путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха-пустынника. Затем, став пастырем как истинный христианин исполнил Евангелие всей своей жизнью.
О нем в 2002 году в Новоспасском монастыре издана книга:
«О жизни схиархимандрита Виталия»



правящий архиерей Ровеньковской епархии архиепископ Пантелеимон на могилке игумена Павла (Волгина)

Tags: Дьяково, Павел (Волгин), история, подвижник, православие
Subscribe

Posts from This Journal “Павел (Волгин)” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment