protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Вчера и сегодня прихода Покрова Пресвятой Богородицы, что в Дарьевке.

                                         

Слобода Дарьевка расположена на речке Нагольной, впадающей с левой стороны в реку Миусс. Основана старшиною Амвросием Луковкиным, а затем перешла во владение сыне его подполковника (впоследствии генерал-майора) Гавриила Амвросиевича Луковкина. Сначала она находилась на реке Тузлов, в пяти верстах выше нынешней станицы Грушевской (ныне г. Шахты). О времени основания на первом месте этой слободы – сведений нет, но она существовала уже в 1773 году. (Клир.вед. за 1801 г., арх.Донск.дух.консист. и приказ.от 30 ноября 1773 г., №1891, Старочер.арх.).
Затем состоялось переселение слободы выше по речке Большой Несветай, где она расположилась недалеко от станицы Александровской (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Именно тогда слобода стала называться Дарьевской – по имени супруги Гавриила Амвросиевича Луковкина Дарьи Васильевны, урожденной Иловайской.(Журн.войск.канц. 1808г. марта 21, №31, войск.арх. и св.91, дела слоб.Дарьевки, №1, арх.Донск.дух.консист.). Просуществовав здесь 37 лет, слобода, переселяется на нынешнее третье по счету, место, из Черкасского округа в Миусский, в довольствие слободы Нагольной..
Во время нахождения слободы на первом месте поселения за неимением в ней церкви, жители её состояли в приходе Варваринской церкви станицы Грушевской. С переходом же на вершину реки Большой-Несвитай, за неимением вблизи церквей, помещик этой слободы Гавриил Амвросиевич Луковкин испрашивал позволение на постройку в ней каменной церкви, во имя Покрова Божией Матери, но вместо таковой, по-видимому вскоре был построен временный молитвенный дом, что подтверждается тем, что при настоящей Покровской церкви метрики и исповедныя росписи существуют с 1812 года. (Там же, св.91, дела сл.Дарьевки, №1, и клир.вед. за 1894г.). В 1817 г. уже, несомненно, он существовал. С переходом слободы на речку Нагольную, где она находится ныне, молитвенный дом был упразднен, вероятно за ветхостью, а отчасти и по той причине, что в недальнем расстоянии от Дарьевки находилась слобода Нагольная с церковью, в приход которой была причислена и Дарьевка.
В Ростовском архиве хранится дело «о построении в слободе Дарьевке на новом её переселении церкви» от 19 мая 1847 года. В нем есть прошение архиепископу Донскому и Новочеркасскому от кавалера Войска Донского генерала-майора Гаврилы Амвросиевича Луковкина, где он просит дать благословение и разрешение на постройку церкви, «чтобы в прописанных мною селениях верхней и нижней Дарьевках, Марьевки и Платоновки крестьяне не имели нужды в священнике». Далее находим в документах, что «… 6 октября 1855 года была заложена однопрестольная церковь во имя Покрова Божьей Матери. Церковь эта освящена 3 мая 1866 года и построена на средства вдовы полковника Людмилы Гавриловны Калиновской, урожденной Луковкиной».



В Ростовском архиве также есть Ведомость о Покровском храме в Дарьевке (сохранена орфография документа)
«О Покровское Церкви Донской Епархии Миусскаго Округа слободы Дарьевки за 1871 год.

1. Построена 1866 года Мая 3 дня, тщением Полковницкой жены Людмилы Калиновской.
2. Зданием кирпичная с таковою же колокольнею, крепка, и по количеству прихожан вместительна.
3. Престол в ней один, во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
4. Утварью достаточна.
5. Причта издавна положено по штату, Священник один, Диакон один, и причетников два.
6. Земли при сей церкви отмежеванной не имеется, и Священно и церковнослужители землёю, не пользуются.
7. Домы у Священника и Диакона собственные деревянные, а причетники нанимают квартиры.
8. На содержание Священноцерковнослужители получают от прихожан жалование в год Священник 300 р. Диакон 150. И причетники по 75 р. серебром.
9. Зданий принадлежащих к сей церкви нет.
10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 90 верстах, а от местнаго Благочиния в 9 верстах.
11. Ближайшие к сей церкви суть, слободы Нагольной Успенская в 4 верстах, Ровеньковской Николаевская в 9 верстах и Бобриковой Успенская в 15 верстах.
12. Приписной на сей церкви нет.
13. Домовой церкви в сём приходе нет.
14. Опись церковному имуществу есть, сделана 1866 года за шнуром и печатью Донской Духовной Консистории.
15. Приходнорасходныя книги о суммах свечной и церковной выданы за шнуром и печатью Донской Духовной Консистории 1870 года, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии с метрических книг с 1812 года, хранятся в целости.
17. Исповедныя росписи с 1812 года, хранятся в целости.
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Донской Духовной Консистории 1871 года, писаных листов 4, неписаных 236.
19. За 1871 год, прибылой суммы от продажи свеч предсталяется 75 р. 50 коп., а кошельковой состоит на лицо 42 р. 34 коп. серебром».
Там же перечень причта Дарьевского храма. Вот сведения о ее первом настоятеле:
«О Причте означеной церкви.
1.Кто именно, где и чему обучался, когда и кем в какой чин произведен и к какому месту; какия проходил и проходит особенная должности; когда чем был награжден; кого имеет в семействе.
Священник Пётр Феопемптов Пащинский.
Духовного происхождения, дьячковский сын, обучался в Новочеркасском Духовном училище в высшем Отделении,
по увольнении из оного , 1848 года Ноября 21 дня определён в слободу Дарьевку к Покровскому молитвенному Дому дьячком при Указе,
1849 года Октября 1 дня Преосвященнейшим Иоанном Архиепископом Донским посвящён в стихарь с перемещением в слободу Нагольную Луковкину к Успенской церкви,
1856 года Июня 10 дня, тем же Преосвящённейшим произведён в Дьякона к той же церкви,
1866 года Февраля 26 дня, тем же Преосвящённейшим рукоположен во Священнка на настоящее место.
Грамоту имеет.
В семействе у него жена его Татьяна Андреева
Дети их Александра
Мария
Екатерина
2.Лет от рождения.
42, 35, 15, 13, 11.
3.Кто как знает чтение, пение и катехизис; а ще учения кто сколько в год проповедей говорил.
Чтение и пение очень хорошо и катехизис хорошо. Печатныя проповеди говорит.
4.Кто какого поведения. И дети, обучающиеся в училищах, как вели себя во время отпусков в дом.
Очень хорошаго. Особенно заботлив о благолепии храма.
5.Кто кому в каком родстве.
Заштатному дьячку сын и пономарю брат.
6.Кто когда за что был судим и чем был штрафован, или не состоит ли под следствием и судом.
Не судим и не штрафован.

С 1877 года на этом приходе начала работать церковно-приходская школа, причем для нее было построено собственное здание. Заведующим и законоучителем в школе был местный священник Михаил Климов. До 1901 года Покровская церковь принадлежала к Кирсановскому благочинию, а с 1901 г. – Ронецкому в котором и пребывала до момента своего закрытия.
Всего в приходе к концу XIX века было 313 дворов, 937 чел. Мужского пола, 829 женского.
В 1927 году приход был закрыт, храм элементарно разграбили и наполовину разрушили. Были снесены купол и колокольня, выбиты оконные рамы, сняты плиты, двери, решетки, сторожка и ограда разобраны. Храм использовался как клуб, хранилище сельскохозяйственных продуктов и удобрений. Во время оккупации в Великую Отечественную войну храм был открыт, а официально зарегистрирован в ноябре 1944 года (прихожан – 312 человек) и просуществовал до 1960 года.



Нет уже тех многонаселенных нижних и верхних Дарьевок, несколько домов осталось в Марьевке, но возвышается над речушкой Нагольной Покровская церковь, да не одно, а с рядом возведенным храмом в честь Александра Невского.
21 мая 1997 года по благословению архиепископа Иоанникия (ныне – митрополит Иоанникий (Кобзев) на покое), управляющим делами Луганской и Старобельской епархии, приход Покрова Пресвятой Богородицы возрождается. Настоятелем был назначен иерей Александр Скрыпник, который принял монашество и по день нынешний возглавляет этот приход, но уже в сане игуменском.
В субботу Светлой Седмицы 1997 года в небольшом приспособленном под церковь мирском домике была отслужена первая литургия.







Казалось бы, что столь небольшим приходом, где в воскресенье не больше 15 молящихся восстановить старинный большой храм не удастся, но Господь, видя труды, слыша молитву и прошения в стороне не остается. Появились благодетели в лице ведущих предпринимателей недалекого от храма города Ровеньки и, прежде всего, директор ювелирной фирмы «Агат» - Александр Рак и его помощник (ныне протоиерей в Луганской епархии) Сергей Гутенко.
Они и предложили настоятелю построить рядом с полуразрушенной покровской церковью небольшой храм, чтобы можно было проводить регулярные службы, а затем уже постепенно восстанавливать историческую святыню.
Так и поступили.
Сегодня рядом с Покровским храмом вознес в небо, к Богу, купол церкви, освященной в честь воина и подвижника, князя Александра Невского.





Богато убранство храма благоверного князя. Расписан он московскими иконописцами в традициях современной русской иконописи, рядом с новой церковью – колокольня. Она пока внизу на приспособленном сооружении, но уже идет реставрация Покровской церкви и прихожане надеются услышать благовест с восстановленной колокольни.
Прихожан же у игумена Германа, нынче много, хотя в самих Дарьевке и Марьевке жителей не прибавилось. Тихая молитва она далеко слышна, за много верст ее сила действует. Вот и идут с соседних городов в воскресные и праздничные дни автобусы к Покровскому храму. Это не удивительно, встречают здесь молящихся с любовью. Да и настоятель неугомонный. Молодежь вокруг него постоянно. Да и как сюда не приехать?





Здесь не только молитва, проповедь и приходская школа, тут и подкрепится можно, и спортом заняться, и песни попеть, и змея воздушного запустить… Да все перечислишь, тем более, что у игумена на хозяйстве есть любимцы окрестной и приезжей детворы, две самые добродушные в мире собаки, размером в среднего теленка и с удивительными кличками: Хамер и Хонда.
Кроме забот сугубо приходских у отца Германа еще и государственные послушания имеются, он учитель ОПК (основ православной культуры) и заместитель директора по научно-методической работе в Свердловском лицее №1.
Развивается приход, молится народ и крепнет надежда на скорый мир и благополучие под покровом Пресвятой Богородицы.

и еще несколько фото приходской жизни в Дарьевке:
































Tags: Дарьевка, история, луганщина, публицистика, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments