protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

О дне завтрашнем, поминальном.

                             


С годами синодик у верующего человека имеет свойство претерпевать серьезные изменения. Все чаще из первой его части вычеркиваются имена на страничках «О здравии» и появляются они же под печальным «О упокоении». Поэтому нетрудно угадать, кому принадлежит та или иная поминальная книжица. Если в заупокойной ее части лишь несколько имен – значит, молод еще прихожанин. С годами же разница между разделами синодика постепенно стирается, а затем, по мере приближения двери смертной, все больше тех имен, кто уже «там», к кому обязательно и мы направимся…

Удивительная способность есть у современного человека: стараться не думать о смерти. Некоторые в этом старании столь усердствуют, что даже естественные потери близких воспринимают, как собственное жизненное крушение. Хотя ведь испокон веку известны два абсолютно точных утверждения не требующих доказательства. Первое – все мы умрем, и второе – неизвестно когда. Отрицать неизбежное и бежать от него, значит изначально признать отсутствие духовного начала, как в себе, так и в окружающем мире. Превратиться в маленькую, по сути никому ненужную шестеренку, которую неизвестно для чего и для кого заставляют крутиться и цепляться за жизнь.

Завтра поминальная Димитриевская суббота. Суббота утверждения единства Церкви небесной и Церкви земной, мира горнего и мира дольнего. Это утверждение есть констатация бессмертности и также того, что каждый из нас не временная деталь этого мира, а необходимость Божьего промысла. Именно поэтому в Синодике под одной обложкой и те, кто «за здравие» и те, кто «за упокой».
Я навсегда запомнил фразу старенькой 90-летней женщины до конца дней своих сумевшей сохранить светлое отношение к миру и окружающим. Пережила она все катаклизмы истории, похоронила немереное число родных и близких, но даже в болезненной старости не унывала.
В ответ на мой вопрос, как же так можно «Жить – не тужить», бабушка вытащила из видавшего виды ридикюля такой же старинный синодик еще царского теснения и, раскрыв его, сказала: «Я вот за покойничков своих молюсь, а они меня здесь хранят, да и там встретить обещались».

Так что не тщетна наша молитва об ушедших, и Церковь своими родительскими поминальными субботами несколько раз в году об этом напоминает и просит помнить именно сейчас, не откладывая на грядущий день, о тех, кто уже предстал пред судом Божиим. Наши молитвы об усопших ― мысли о себе самом, ведь время столь скоротечно.

И еще одно. Любая поминальная суббота это время двойной встречи.
Первая встреча - духовная. Души усопших наконец-то дождалась своих родственников, которые, слава Тебе Господи, хоть сегодня о них молитвенно вспомнили.
Вторая встреча - земная. Священник видит в храме малознакомые и неизвестные лица, стоящие со свечами на панихиде. Малознакомые это те, кто в храме появляется только на родительские субботы, а неизвестные, не знающие и непонимающие, что и как в храме надобно делать, из тех, кто недавно были на похоронах родных и любимых.
Для них, сегодня, храм лишь место скорби, но уже есть внутреннее, еще не понятное, не осознанное чувство, в котором даже себе самому не признаются, что надо молиться.

Радоваться или огорчаться?
Огорчаться из-за себя надобно. Именно твое пастырское слово на погребении не убедило. Не сумел рассказать и показать, что молитва об ушедших это, по сути, молитве о себе, что для Бога мир горний и мир дольний равнозначен.
Радоваться тоже нужно. Только не за себя, а за то, что Бог и без твоего старания в храм человека привел.

Tags: молитва, память, поминальная суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments