protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Ровеньковский Свято-Никольский храм

                                Никольский храм. Ровеньки.jpg

Завтра праздник святителя Николая. В местной газете опубликовал я краткий исторический очерк о старейшем в городе Свято-Никольском храме. Может быть, это будет кому-то интересно.

«где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6,21)

История нашего Свято-Никольского храма берет начало из разрушенного в 30-х годах прошлого столетия храма в честь святителя Николая.
«Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 году, тщанием жены генерала-майора Екатерины Дмитриевны Орловой, каменная. Престолов в ней два: главный – во имя Святителя Николая, а с северной стороны – во имя Рождества Богородицы»
(«Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства» 1829 год)
«Церковь в слободе Ровенецкой каменная, однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, заложена 23 мая 1798 года, а освящена 21 августа 1804 года, устроена на средства войскового Атамана Василия Петровича Орлова».
(«Сборник областного Войска Донского» 1907 год)
А вот выписка из Клировых ведомостей за 1902 год:
«… церковь построена по усердию и на средства жены генерал-майора Екатерины Дмитриевны Орловой. Она каменная, с таковою же колокольней, покрыта листовым железом, крепка и по числу прихожан поместительна, ограда вокруг ея каменная. В 1900 году расширена приделами, северным и южным, на девять аршин каждый. Престолов в ней два, второй (северный) – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью снабжена достаточно. Притча при ней, по штату, утвержденному в 1869 году, положено: два священника, один диакон и два псаломщика».
Ровеньковская Церковь святителя Николая была похожа на Успенский храм Одесского мужского монастыря. В двух небольших церковных зданиях была приходская школа с двумя классами – мужским и женским. Обучалось в школе более 200 учащихся всех городских сословий.

Без имени-1.jpg

В период антирелигиозной кампании, в начале 30-х, общину распустили, а затем и храм разобрали. До дня нынешнего сохранилось здание котельной при средней школе №5, сделанной из камня разрушенного храма. Сохранилось и название улицы на которой находилась церковь, она называется – Красная, так как церковная ограда и ворота были сооружены из красного кирпича.

                                                                      1930.JPG
                                                             Снятие крестов с закрытой Свято-Никольской церкви

Во время немецко-фашистской оккупации, 14 августа 1942 года религиозная жизнь в Ровеньках возобновилась. В тот день на площади, где ранее находился храм, состоялось богослужение, на котором присутствовало более тысячи человек. Затем, под молитвенный дом, приспособили бывшее здание аэроклуба, снесенное в 1947 году «в связи с реконструкцией города».
В 1948 году православные верующие города Ровеньки, купив за свои средства домостроение на улице Карла Маркса, обратились с просьбой в Совет по делам религий при Ворошиловградском облисполкоме с просьбой разрешить им открыть молитвенный дом.
1948 год – время послевоенное. Раны недавней войны были еще реальной повседневностью. Шло восстановление промышленности Донбасса. Отношение к Церкви у власть предержащих после военного лихолетья было не столь враждебным, как в последующие «хрущевские» годы, да и не выветрилось у коммунистического руководства та великая позитивная роль, которую сыграла в разгроме фашизма вера православная.
Разрешение на открытие молитвенного дома было дано.

Без имени-3.jpg

Престол молитвенного дома, по благословению епископа (впоследствии архиепископа) Сталинского (Донецкого) и Ворошиловградского Никона (Петина), был освящен в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Основанием данного наименования прихода было то, что до 1930 года в Ровеньках был храм, освященный именно в честь этого всемирно почитаемого святителя Православия.
Практически сразу же по открытии храма был организован Ровеньковский благочинный округ, хотя в первые годы своего существования службы совершались в молитвенном доме лишь на праздники приезжими священниками. Первым настоятелем и благочинным округа стал протоиерей Пантелеимон Ермолов. С 1949 по 1951 год в Ровеньках настоятельствовал протоиерей Василий Голубовский.
В годы, когда отношение власти к Церкви и Православию стали откровенно негативными и делалось все возможное, что бы лишить верующих возможности молиться и прибегать к спасительным Таинствам, Свято-Никольский молитвенный дом остался единственным действующим православным приходом в округе. Все ближайшие церкви были закрыты. Именно из-за атеистической политики молитвенный дом, в официальных документах, так и не назывался «церковью». Лишь в 1967 году, впервые в архиерейских Указах стал упоминаться «Свято Никольский храм города Ровеньки».

IMG_0019.jpg

Для горожан Свято-Никольская церковь с первого дня своего служения была храмом. Именно поэтому содержалось здание церковное в чистоте, порядке и скромном благолепии. Несмотря на непрекращающуюся череду смен настоятелей храма, это происходило практически каждый год, приходским труженикам и верующим хватало средств для содержания при церкви штатных диаконов и псаломщиков, что в те времена были исключительной редкостью.
«Многое пришлось претерпеть приходу. И неусыпный контроль властных структур, и бесконечное смещение и перемещение священства, особенно тех, кого чтили и любили. Проповеди священники писали в трех экземплярах и только после их «одобрения» в партийных и советских кабинетах могли произнести их с амвона. Церковные старосты «утверждались» в тех же кабинетах, куда вызывались и по поводу и без повода, для отчета и внушений. Треть дохода забирало атеистическое государство из церковной казны и ежемесячно требовало внушительных взносов в различные фонды и организации. Не секрет, что знаменитый Фонд Мира был на содержании православной Церкви. Милицейским оцеплением в дни великих праздников отвечала власть на стремление людей к Богу»
(«История храмов Ровеньковского благочиния»)

Выстоял приход верою и молитвою и не только выстоял, но и продолжал украшаться и перестраиваться, хотя даже на установку ворот в церковной ограде надо было собирать несметное количество подписей и разрешений. Крах властного стремления «показать последнего попа по телевизору» и заставить народ забыть свою историю, традиции и веру лучше всего показывают документы Совета по делам религий, организации созданной именно для ликвидации православия. Вот докладная записка уполномоченного в Луганский областной Совет:
«Посещение на Пасху верующих церкви в городе Ровеньки в 1, 2, 3 дни 1970 года.
1 день -7300 человек.
2 день – 1900 человек.
3 день 1300 человек.
Всего 10500 человек»
Даже если поверить в правдивость этой информации, а она, в те годы в подобных случаях, значительно занижалась, для 45 тысячного города такая посещаемость богослужений в светлые дни Воскресения Христова говорит сама за себя. Четверть населения шахтерского города пришло в храм Божий.
Годы недавней церковной истории неузнаваемо преобразили главный храм города. Начало этого преображения – середина 80-х годов прошлого столетия. К 1000-летию Крещения Руси политика государства к Церкви существенно изменилось. В эти годы Никольский приход возглавлял протоиерей Роман Шукало, ныне митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. При его настоятельстве пополнился храм святынями и утварью, был сооружен купол и церковная ограда, обустроена территория. Продолжил труды во благо Церкви и недолго настоятельствующий в Никольском храме, протоиерей Иоанн Рыбальченко (+1999). При настоятеле протоиерее Николае Гоцкалюк (+2011) на территории церкви были построены капитальные здания крестилки и просфорни.

1980-е.JPG

В мае 1989 года митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым +1990) настоятелем Свято-Никольского прихода назначен иерей Григорий Устименко (ныне протоиерей, благочинный округа и секретарь Ровеньковской епархии). Это назначение совпало с началом полноценного возрождения православия в нашем шахтерском крае. Точкой отсчета для Никольского храма в последующих благодатных переменах стал святительский визит в Ровеньки воссозданной Луганской епархии, митрополита (в те годы епископа) Иоанникия.
За 28 лет несказанно изменился Свято-Никольский храм. Это не только изменения внешние. Много преобразилось внутренне. Ежедневные богослужения, большее число священнослужителей, многолюдная воскресная школа, многочисленные святыни, социальная и благотворительная работа – стали естественной и неотъемлемой чертой сегодняшнего прихода.
С 1993 года – Никольский храм становится центром Ровеньковского благочиния, которое сегодня насчитывает 14 приходов.
Сам храм претерпел генеральную реконструкцию украсился новой колокольней, большим золочеными куполами, подсобными помещениями, в крестилке освящен придел в честь Почаевской иконы Божией Матери. Ныне Свято-Никольская церковь – один из соборов Ровеньковской епархии, это по существу, совершенно новое здание, но в нем осталась и искренняя вера, и уютность и благодатный молитвенный настрой. Недаром, даже после появления в городе и шахтерских поселках новых храмов Никольский не потерял своих прихожан.

IMG_0057.JPG

По-прежнему едут к Николе Чудотворцу из разных районов города, из шахтерских поселков и окрестных сел верующие. По-прежнему, это центр Православия в городе.
Несомненно, все эти свершения были бы невозможны, без молитвы и забот нашего бывшего архиерея, митрополита Луганского и Старобельского Иоанникия и ныне правящего архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона.

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину "строением", себя - "строителем", а основанием - Христа: "ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос"; (1 Кор. 3: 11). Осознавая, что только Господь находится в начале всех Начал, нельзя не сказать благодарное слово о тех «труждающихся во святем храме сем», о которых мы молимся за Богослужением. Здесь, несомненно, надо отметить непреходящую роль бессменного настоятеля Свято-Никольского храма, благочинного Ровеньковского округа митрофорного протоиерея Григория Устименко.
Его неустанные труды в построении новых храмов, обязанности епархиального секретаря, отнюдь не угасили и не помешали его настоятельским заботам о церкви святителя Николая. В храмовом благолепии дня нынешнего большая доля молитв и деяний протоиерея Григория Устименко.
Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых - это спасение всех людей, их обожение. Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Храм Николая Чудотворца в шахтерском городке Ровеньки, имеет богатую и давнюю историю и, милостью Божию, молитвами верных чад православной Церкви он и поныне несет свою миссию: ведет верующих к Богу.

С Праздником Святителя Николая, друзья!

Tags: Ровеньки, благочиние, история, краеведение, праздник, статья, храм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments