
В светлый праздник Рождества Христова ждем мы, когда над нашей Землей установится мир и тишина, та самая, которая была в ту ночь над вифлеемскими полями. Но даже сейчас, когда бушуют страсти, когда так и не закончилось братоубийственное противостояние можно услышать и сердцем почувствовать пение ангелов, возвещающих рождественскую радость. Во всех православных храмах – ликование праздника и призыв: «Прийдите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всей Церковью, всей жизнью и смертью своей…
Даровал мне когда-то Господь возможность услышать из уст священника рассказ-воспоминание о Рождественской ночи. Не столь давно это было, но, кажется, что столетия разделяет это повествование и день сегодняшний. Наверное, потому, что сам, в детстве, никогда не испытал подобного…
Отец поднимал нас в два ночи. Внутри все подрагивало от прерванного сна, да и спать хотелось. Вечером кутью носили, к Рождеству готовились, поэтому ложились позже обычного.
Окна покрыты толстой коркой морозных разводов с пятнышками от детских пальчиков, накануне оттапливающих в ледяных пальмах дырочки-отверстия. В доме студно, а что на улице?
До церкви, где служил отец, два километра. Дорожки переметены. Под ногами снег скрипит, заглушая голоса. Да и говорить особо не хочется. Морозно.
И небо, холодное, хоть и звездное. Кажется, что оно даже ледянее, чем покрытая белым покровом земля. Звезды сегодня все горят ярче. Вспоминают, наверное, как среди них светила светом Спасения и неизреченной радости самая главная звезда мироздания – Вифлеемская. Это некоторые люди забывают о той звезде, а звезды, те помнят. Поэтому и светятся ярче.
Деревянный, не отапливаемый храм. Инеем, блестящим разноцветными искрами, от зажигаемых свечей, покрыты стены. Гулко, с хрустом, с эхом отдают шаги.
Разжигаем свечи и лампады, и греем у дрожащих огоньков озябшие руки. Батюшка говорит, что вот так греется и оттаивает и душа у Света и Тепла Христова.
Батюшка – это наш отец. Он сейчас в алтаре, к службе готовиться. Облачается в белые блестящие ризы. Старшие ему помогают, а мы, младшие, стоим у вертепа, установленного в центре храма.
В вертепе мерцает лампадка, освящая Богородицу, склонившуюся над Младенцем и старика Иосифа, опершегося на посох. Иосиф тоже смотрит на новорожденного. Во взгляде старца изумление и священный трепет.
Одна корова, которая тут же в зимнем загоне для скота, какая то равнодушная. Стоит, сено жует.
Из пещеры, где родился Христос, видна яркая звезда, освящающая путь волхвам, которые уже показались на горизонте. И еще в пещеру заглядывают пастухи. Им недавно явились множество Ангелов, которые сказали, что Бог родился. Ангелы пели песнь чудную: «Слава в вышних Богу и на земли Мир, в человецех благоволение». Пастухи самые первые пришли поздравить Марию и Иосифа.
Храм постепенно заполняется людьми. Все в теплых одеждах. Бабушки поверх полушубков еще и большими платками обмотанные. Они их не снимают. Лишь к концу службы, когда в заполненной церкви оттают стены, а с потолка закапает, развяжут и расстегнут свои одежды молящиеся.
А сейчас все ждут. Скоро батюшка возгласит: «Благословен Бог наш» и начнется Великое повечерие. Затем будет Утреня и Обедня, так называют литургию. Но все же, главное – начало, когда запоют: «С нами Бог, разумейте языцы…»
Сегодня Рождество и Христос рождается в каждом храме и на всей Земле. «Христос Рождается Славите! Христос на Земли срящите!».
Вот таково повествование священника. Реальное и чудесное. Да и не может быть иначе. Ведь преславное чудо свершилось. Невидимый Бог, сотворивший небо и землю, стал видим плотью. Ликуют ангелы, возрадовалась Вселенная. Нас ради человек и нашего ради спасения Сын Божий сошел с небес и стал человеком. Для множества православных христиан ныне сияет звезда, возвещающая Рождество Христово, и слышится на небе пение ангелов, нам, грешным людям, даруя мир душам, укрепляя волю и радуя поклоняющихся и славящих Его.
Бушует сегодня злоба врагов Христовых: плач, вопль и рыдания слышны отовсюду. Не все желают замечать великих дел, совершаемых Господом.
Как никогда, актуальны и своевременны нынче мысли св. прав. Иоанна Кронштадтского, высказанные им еще в самом начале XX века. Вчитаемся и вдумаемся в них:
«Посмотрите со вниманием на жизнь современного человека, как она не естественна, не говорю уже – не благодатна, как не христиански провождается. Посмотрите, как он извратил самые наслаждения чувственные… А между тем, Бог сошел на землю для того именно, чтобы человека возвести на небо. Человек, христианин, где ты? Как ты глубоко ниспал! В какую ты тьму зашел сам добровольно? Воспряни, выйди на свет Божий, познай свое божественное благородие, свое небесное звание, начни жить по духу добродетели, умертви плотские страсти, покайся и соединись с Богом, да возведет тебя на небо и посадит с Собой на престол Царства Своего.»
Пред нами врата нового 16 года XXI столетия. Оглядываясь назад, поражаешься огромному количеству ошибок, совершенных нами и удивляешься милости Господа, Его долготерпению.
Апостол Павел говорил, что Господь не медлит Своим судом, а терпит. Он ждет и надеется, потому что любит. Любовь Его безмерна и безгранична, и каждый может рассчитывать на Его милость.
Все в силах наших, если силы эти опираются на волю Божию. Без нее тщетны будут стремления, не исполнимы желания и постоянное недовольство самим собой будет преследовать и не давать покоя.
Посему, давайте уповать на Бога, на Него надеяться, Его слушаться и тогда родившийся ныне Христос, родиться и в душе каждого из нас.
«Возсияй в мирови Свет разума» ― поет Церковь в этот день. Нет смысла толковать эти слова праздничного рождественского тропаря. Они во всей полноте объединяют альфу и омегу нашего бытия. Они соединяют горнее с дольним. Они дают понимание того, что Бог с нами.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог,
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло! Мы вечны: с нами — Бог!
- восклицает поэт и богослов Владимир Соловьев и эти строки и есть апофеоз Рождественской радости.
Нам, таким разным, многогрешным, затуманенным житейскими заботами, суетой и страстями опять протягивает свои младенческие руки Христос. Он снова и снова зажигает Вифлиемскую звезду, что бы все, кто разумен, увидели Его.
Верит в нас Бог. Поэтому Рождество неповторимый праздник, сколь бы много лет и столетий он не повторялся и какими бы внешними, даже трагическими событиями, не сопровождался…
С Праздником!