protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Петров пост. Почему и зачем?

                                 

Петров пост в этом году длинный, более месяца. Пасха ранняя была, а здесь прямая зависимость, чем «весеннее» Светлое Воскресение, тем дольше пост петровский. Но независимо от протяженности установления церковного недоуменных вопросов, в том числе и от прихожан, предостаточно.
И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов и овощей, поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего?
Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением преумножаться, никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считалось низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения.
Иное руководство, к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут.
В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это в аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется. Даже собака куда-то пропала, не лает.
- Странно, - подумалось. – Может, случилось что?
Слава Богу, с семейством было все в порядке, просто они все в саду вишни рвали. Урожай в тот год хороший был, ветки просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков», так в селе скворцов зовут, страстных любителей полакомится зреющими вишнями, не гоняли. На всех хватало.
Услышал я голоса из сада, понял, что никакой беды не произошло, и решил помочь семейству. Хозяйка, Никандровна, мне на пояс широкий плат повязала, да так, чтобы впереди он как сумка был в которую ягоды надобно складывать Ведро ведь за собой таскать не удобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху, без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией, да еще с ведром и ли банкой не то, что неловко, но и опасно, как для меня, так и для вишни.
Взобрался на дерево к пучкам вишневым, собираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни они в таких же садах прошли…
Назад в будущее, то бишь в настоящее, разговор вернул. Муж Никандровны, взрослого сына уму-разуму учил:
- Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты три жмени всего и на вареники не хватит.
Сын, в ответ на отцовские замечания, резко срывал плоды, да хмуро под нос, что-то бурчал. Разобрал я лишь то, что жалуется парень на ночь короткую. Не выспался он.
- Когда же тебе спать, - резюмировал отец. – С клуба и гулянки своей уже засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем. Вишь, сколько ее Господь благословил.
Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не потому, что сына распекал. Дело молодое, понятно все, сам таким был. Оттого на сердце слова легли, что в них вся сущность необходимости поста раскрывалась. Если дело делать собрался, то развлечения в сторонке оставить надобно и приготовится к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, что Он такой урожай дал.
А разве не вмещает в себе пост Петровский все эти условия?
В стороне праздничные пасхальные и Троицкие дни, впереди труды, чтобы до следующего урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определяются: «Без Бога, ни до порога».
У апостолов, в те времена, когда они Духа Святого получили та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной – Воскресение Христа, праздник утверждения – Вознесение Господне и праздник рождения Святой Церкви Пятидесятница с радостью и ликованием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19). Для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот, по этой то причине и установлен неизменный обычай (сегодня это уставное правило) — после святых и радостных дней проходить поприще поста.
Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку, без ограничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся.
* * *

История гласит, что Петров пост пришел к нам из глубокой древности. Он заповедуется Апостольскими постановлениями, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века. Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).
Когда же в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а их освящение совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и день сей стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось правило, готовится к этим апостольским торжествам постом и молитвой.
О этом посте упоминают Святые Отцы IV века святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский. Вот только назывался он иначе – постом Пятидесятницы.
И все же делать вывод, что лишь почитание апостольского подвига является причиной этого летнего поста неправомочно. Апостолы, получив благодать Святого Духа шли проповедовать Евангелие, прекрасно понимая, что эта проповедь не будет просто рассказом о Христе. Они прекрасно знали, что слово о Воскресении Спасителя и вера в единого Бога будет встречена враждебно и им многое придется претерпеть и жестоко пострадать (так и случилось).

Устав Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост). Во время Петрова поста предписано еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться, кроме скоромной пищи (скоромная пища - все продукты животного происхождения, происходит от старорусского «скором» - «жир»), от рыбы, вина и масла, и вкушать в девятый час после вечерни (у нас это четвёртый час пополудни). На практике обычно послабление этого установления, сугубо постным остаются лишь среда с пятницей. В остальные же дни, следует воздерживаться только от рыбы. В субботу и воскресенье рыба разрешена. Благословляется ее вкушение и в день Рождества Иоанна Предтечи – 7 июля, а также в дни храмовых праздников, то есть когда на Вашем приходе служится праздничная служба.

Tags: Петровский пост, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments