protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

С Праздником!



Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.


И в качестве слова о Крещении (Богоявлении), хотел бы процитировать небольшой отрывок из книги, которая и сегодня помогает и мне, и нашим прихожанам понять смысл и величие нынешнего Торжества.

… внезапно исходят ветхозаветные времена, и этот грозный и единственный Бог древних евреев вдруг Сам облекает Себя в человечество. И уже не лев и единорог, а Крещенский голубь становится знаком Откровения.
Отныне селение Бога будет не на вершинах гор и не в безднах океана, не в космических пустынях и не в солнцах – а в людях. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). В громах и сияниях звезд по-прежнему можно будет опознавать присутствие Творца. Но тайну и полноту Личного бытия Творца отныне надо искать иначе…

Материалисты говорят, что люди проецируют на небо свои общественные отношения и по образу земного царя создают миф о Царе небесном. Может быть, и удается так объяснить происхождение языческих мифов. Но где же в первом столетии нашей эры такой правитель, спроецировав образ которого в Горние сферы, можно было бы получить Лик Христа? Не образы ли Нерона или Теверия, Ирода или Пилата воодушевили первых христиан, сказавших: «Поистине, Бог есть Любовь»? Возвещение о том, что «Бог есть Любовь», что на небесах правит не просто Небесный Владыка, не бездушный закон фатума и кармы, представлялось странным языческому миру. И поэтому то, что произошло в Богоявлении, все же оказалось «скандалом». В буквальном смысле: в греческом тексте Нового Завета знаменитые слова апостола о том, что для людей Христос оказался «соблазном», переданы именно словом – «скандалон».

Не подвергается ли до сих пор Церковь Христова тому же непониманию? Она хочет сказать о Боге – а от нее требуют слова о мирских неурядицах; она говорит о глубочайшем в человеке – ей же предлагают высказаться о поверхностной межпартийной грызне. Ее слова о Вечном – а люди чаще вспоминают о Церкви, только зацепившись за нечто временно-«скандальное» в ее жизни. Патриарх Алексий II так и закончил однажды свое интервью, когда его все расспрашивали о политике: "Я надеюсь, что однажды корреспондент подойдет ко мне не с политическими вопросами, а с простым вопросом о том – что же делать человеку, чтобы спасти душу свою?! …"

Христос появился на земле не как некая диковинка, не как уникальный экземпляр Праведника. То, что Он в Себе соединил жизнь человеческую и Божественную, - Его дар нам. Чтобы и в каждом из нас смогли произойти и Рождество и Богоявление. Но чтобы это произошло – мы должны запомнить: в евангельском Богоявлении Бог открывает Себя как Личность. И, значит, поиск нами Бога есть поиск Личности.
Если близкое общение с человеком требует усилий – как же мы надеемся, что Бога можно встретить «походя», случайно зайдя в храм или между делом прочитав книжку?
Иоанн, крестивший Иисуса, призывал: «Приготовьте путь Господу!» Неужели до сих пор этот глас звучит «в пустыне»?


Андрей Кураев «Школьное богословие»

Tags: Крещение, праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments