protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Не введи нас во искушение...

в завтрашнем номере городской газеты

Недавно к нашему храму-часовне подошел человек. Он не хотел заходить в храм и стоял на паперти, ожидая пока я выйду.
- Мне нужно задать вам вопрос.
- Слушаю вас?
- Я изучаю Библию и мне не понятны слова из молитвы «Отче наш». Там говорится: «И не введи нас во искушение». Разве может Бог искушать? Он ведь Благ, Справедлив и любит всех. Это, наверное, неправильный перевод?
Мои объяснения, вопрошающего не удовлетворили, а на совет обратиться за толкованием к Святым Отцам, последовал категорический отказ.
- Мне не нужны помощники, я сам исследую Библию.
Типичный ответ, гордого человека, решившего осилить Святое Писание, опираясь только на свои личные знания, свое восприятие боговдохновенных текстов. Путь, который характерен, как для первых ересиархов, так и для нынешних отрицателей двухтысячелетнего практического богослужебного, исторического и жизненного опыта христианства.

У каждого из нас есть любимые книги, мелодии, фильмы и, взрослея, мы постоянно находим в них новые, ранее не известные нам особенности и красоты. Любимая книга, прочитанная еще в обязательной школьной программе и взволновавшая наш подростковый ум, через несколько лет воспринимается уже по иному, а в годы зрелости мы находим в ней новые мысли, иные красоты, другие характеры. И так и быть должно. Жизненный опыт меняет наши отношения и взгляды, заставляет по-другому воспринимать то, что ранее казалось абсолютно ясным и понятным. Но есть еще один фактор, который очень часто не учитывается. Это - наша греховность.
Солнечный свет, проходя через препятствие, преображается и преломляется. Солнце остается тем же, а его лучи, коснувшись кривого зеркала, или запыленного грязного стекла, становятся другими, изменяются. Так и наша душа, чистая и непорочная в детстве, с прожитыми годами покрывается струпьями греха, которые с годами все больше и больше отдаляют от нас искренность, непосредственность и безоблачность отношений. Божья роса, которая в сердце человека, называемая просто и конкретно совестью, уже не видна за практицизмом наших действий, направленных только на ублажение тела и чувства.
Вспомните: «Молодой был, что я понимал?!» или сокрушенное «Эх, молодой да не опытный!».
Когда так говорим? Обычно только тогда, когда хотим подчеркнуть свою былую непрактичность и отсутствие понимания «проблем житейских». О том же, что этот сегодняшний практицизм, деловитость и умение «жить», напрочь убило в нас чистоту душевную, не задумываемся. Мы уже не можем просто любить, совершенно искренне смеяться, безоглядно восхищаться и безобидно злиться. В голове постоянно работает ограничитель: «насколько мне это выгодно?» или «как я со стороны выгляжу?»
Именно боязнь нанести вред своему телесному состоянию ведет и к самому тяжелому состоянию человека: «будь как все». Все должно быть не хуже чем у других, а если и лучше, то не намного, дабы не выделяться чересчур.
Человеческая индивидуальность - драгоценное различие каждого, теряются в повседневной обязаловке: недоговаривать, лукавить, подстраиваться, делать не то, что присуще лично тебе, а то, что нужно «общепринятым» понятиям и отношениям.
Мир же, как известно, во зле обретается и, подчинившись полностью его законам, мы все дальше и дальше уходим от светлого луча истины, от Бога. Поэтому и тускнеют краски великих картин, уже не слышны те звуки, которые заставляли нас раньше плакать, а в характерах книжных и киношных героев мы все чаще видим не искренность и открытость, а наивность и отсутствие практичности.
Как будет воспринимать современный прагматичный человек, поглощенный заботами мира Книгу книг? В лучшем случае, как памятник старины глубокой, как сборник сказаний и легенд. И не более того. Душевность, при чтении, может быть, и проявиться, но вот духовность, главное бессмертное качество, так и не сможет пробиться из облепленного грехами сердца.
Мы регулярно моем свое тело, ублажаем его мазями и кремами, мы следим за каждым прыщиком и припухлостью и это нам надо делать, дабы жить полноценной мирской жизнью. Но ведь не просто так повторяем мы библейские слова: «Не хлебом единым жив человек!» и отчего то щемит наше сердце, слыша колокольный звон, или курлыканье улетающих журавлей. Божье оно пробивается из глубин душевных, куда мы его затолкали. Поэтому и говорится в молитве Господней: «Не введи нас во искушение», то есть не дай нашей свободной, Тобой данной воле, поступать независимо от Тебя и Твоей любви.
Апостол Иаков пишет: «никто не говори; Бог меня искушает; потому что Бог не искушает злом, и Сам не искушает никого». Бог попускает грех, чтобы не сковывать нашей свободы. Беда только в том, что очень часто эта свобода - путь следования греху. Она и заводит в житейский тупик. Поэтому и просим мы Спасителя удалить нас от таких случаев в жизни (искушений), которые приводят ко греху.
Почему же трудно понять эти библейские слова? Почему, пришедший к храму, но не зашедший в него «исследователь» Библии не удовлетворился этим объяснением? Всего лишь потому, что понимать он Библию хочет с точки зрения практической душевности и мирских забот дня сегодняшнего. Именно так, как сделали это когда-то родоначальники современного протестантизма, не заметив, что, отбросив духовный опыт подвижников веры и благочестия, они лишились средств, которыми можно очистить сердце от струпьев греха.
Не прибегая к исповеди и покаянию, невозможно понять чистоты Божьих откровений. Через греховную призму своей души, субъективность собственного мышления и зашоренность мирскими проблемами, понять истинный смысл библейских текстов очень трудно. С чистыми руками хирург приступает к операции, как же можно приступать к толкованию слов Бога с грязным сердцем?

Ведь плакал когда то ветхозаветный пророк Давид, видя множество грехов своих и главным его воплем-просьбой был не только крик о прощении, но и просьба очистить сердце от греха: «сердце чисто созижди мне Боже, дух прав обнови во утробе моей». Понимал пророк, что только чистое сердце может принять в себя Бога...
Способы постижения чистоты сердечной дают нам те святители, праведники, преподобные, мученики, которых мы называем подвижниками веры. Именно они своим практическим опытом благочестия и жизни с Богом, указывают дороги и способы познания боговдохновенных истин. Поэтому, открывая Библию, знай, что непонимание ее зависит не от уровня твоих знаний, а от чистоты твоего сердца. И если трудно понять и осилить, то не мудрствуй лукаво, а обратись к тем, кто своим подвигом святости постиг премудрость Божию.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →