protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Categories:

Церковь луганщины в период оккупации

Нашел интересную работу луганского автора, опубликованную в «Вестнике Харьковского Университета" в 2012 году (№1006), касающуюся деятельности нашей Церкви в тогдашней Ворошиловградской области во время Отечественной войны 1941-1945.
Мало кому знакомый материал о Церкви в период оккупации.


С разрешения немецких властей население начало постепенно организовывать церковную жизнь. В городах и селах открывались и ремонтировались заброшенные, разрушенные храмы . В течение 1942 практически в каждом городе области была открыта церковь , но наибольшее количество церквей действовала в Ворошиловграде. 1942 Управление Ворошиловградского благочиннического округа открыло 4 церкви - две в центре города , одну - в бывшей Каменнобродского церкви , и одну в поселке Елисаветовка . 1942 состоялось освящение православного храма Казанской Божьей Матери в доме бывшего торгового техникума, а также Свято-Николаевского собора по ул. Шевченко. Иконостасы для Собора Св. Николая и для церкви Казанской Божьей Матери создавала Ворошиловградская художественно - декоративная мастерская В. В. Чехова. Работу по иконописи выполняли художники Д. И. Гром и Т. К. Афонина, проекты и эскизы оформления иконостасов - Л. В. Чехов. В период немецкой оккупации настоятелями Свято-Николаевского Собора были отец Исидор Дереза и протоиерей Константин Анпилогов .
1942 г. в Ворошиловграде был отстроен Вознесенский молитвенный дом в Малой Вергунке, а также восстановлена приход Георгиевской церкви в Великой Вергунке. Под молитвенное здание было занято здание школы.
В Алчевске была восстановлена приход Николаевской церкви.
В городе Антрацит 1943 отец Николай начал собирать пожертвования на восстановление Покровской церкви.
В Боко - Платово 1942 действовала Александро-Невская церковь, а в Красном Куте была возвращена верующим Николаевская церковь. В Беловодске приход Троицкого собора была восстановлена в 1942 г., но храм оккупационные власти использовали под склад зерна. Церковные службы возобновились только в августе 1942 г.
Восстанавливали свою деятельность и монастыри. В Сватовском районе, в с. Фомивка, в период оккупации монахини Успенско - Серафимского монастыря Параскева Дыбина и Надежда Ковалева открыли молитвенный дом. Молебны проходили еженедельно и в праздничные дни. Службы проводил священник Истинно-Православной Церкви иеромонах Кирилл Черненко. За свою деятельность Параскева Дыбина была впоследствии канонизирована . Помещение Старобельского женского монастыря немецкие власти использовала как тюрьму.
Большое количество открытых церквей требовала новых священников для совершения службы. Ганс Кох, офицер немецкой контрразведки по делам религий в Украине, сообщал : «Тех, кто поднялся на поверхность (вышел из катакомб) после годов укрытия при советской власти, не хватало для новооткрытых церквей. Священников «выкапывали из-под земли», но спрос намного превышал предложение он оказался значительно больше , чем я ожидал».
С целью проведения агитационно-пропагандистской работы в Ворошиловграде и Первомайске оккупационная власть начала издания газеты « Новая жизнь» , редактором которой был профессор института народного образования Бернацкий, а в Попасной издавалась газета «Утро». В этих изданиях описывались все религиозные события , которые происходили в городах области и по всей Украине. Газеты подлежащих контролю отдела пропаганды. Местная администрация также вернула много традиционных праздников, предоставив им официальный статус. Все церковные праздники, которые происходили в городе Ворошиловграде, описывались в городской газете, публиковались объявления о праздновании и о том все желающие смогут прийти . В практическом плане церковно-религиозная политика немецких властей на оккупированных землях была четко сориентирована на поддержку развития религиозного движения, враждебного атеистическому большевизму, а также установлению эффективного контроля за деятельностью религиозных организаций всех конфессий. Было запрещено создания единых церквей (единоначалия), а также предусматривалось максимальное использование религиозных организаций для содействия немецкой администрации и в будущем изменение религиозного мировоззрения.

После освобождения от оккупантов храмы не закрывали. В 1944 г. была издана Инструкция Совета по делам РПЦ. Согласно Инструкции, все церкви , открытые во время немецкой оккупации , и те , которые открывались по желанию верующих уже при советской власти, должны были пройти регистрацию, но механизм регистрации религиозных общин создавал значительные преграды для их количественного увеличения.
С 1944 по 1945 в Ворошиловградской области были зарегистрированы все церкви, открытые при нацистской оккупации. Всего 126 религиозных общин.
Такими действиями советская власть пыталась за короткое время полностью взять под контроль уже существующие религиозные общины и ограничить количество церквей, которые могли бы открыться по желанию верующих.
С восстановлением советской власти на Луганщине усиливается патриотически -воспитательная работа православной Церкви. Так, уже с марта 1943 городское духовенство собирало пожертвования в фонд обороны, на подарки Красной Армии, на оборудование госпиталей, на помощь инвалидам войны , семьям воинов Красной Армии и другие нужды армии и государства.
Формы патриотической работы были разнообразными. Так, епископ Ворошиловградской епархии Никон в день празднования годовщины освобождения Донбасса произнес несколько проповедей в честь Красной Армии и ее командного состава и собрал материальную помощь для воинов Красной Армии. 7 ноября 1944 в день празднования Октябрьской революции епископ Никон собрал пожертвования в размере 23 тыс. 200 рублей, эти средства были переданы в специальный фонд , который занимался детьми погибших воинов Красной Армии.

О.О.Онищук Луганський національний університет імені Тараса Шевченка

И в завершении два интересных факта:

1. Из Ворошиловградской области в Германию угнали 72 тысячи человек.
2. Главой городской управы в Вороошиловграде во время оккупации был господин Азаров.





Tags: Луганск, Церковь, история
Subscribe

  • Блудный сын

    к завтрашней проповеди Завтра в Церкви начинается еще одна неделя, подготавливающая верующих к Великому Посту. На богослужении читается притча о…

  • Деревянная тарелка

    Эта притча многим знакома. Ее часто повторяют, но все же размещу, чтобы не потерялась, да и слишком часто слышу от молодежи жалобы на тяжесть…

  • принципы светской журналистики

    нынешний метод написания информации о церкви и вере Его Святейшество Папа Римский разрешил одному известному журналисту взять у него интервью, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments