protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Categories:

«Плюнь да дунь на него», или каждому по свечке

http://orthodoxy.org.ua//tn/node/13213

16 Ноябрь 2010 13:52
Протоиерей Александр Авдюгин

Недавно в потрепанной книжке прочел историю…

«Бабушка ставила по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, а змею, изображенному на иконе, показывала завсегда «кукиш» и приговаривала: «Вот тебе, святой Егорий, свечка, а тебе, сатана, — дуля». Расстроила и рассердила нечистого так, что он не вытерпел - явился к ней во сне и стал стращать: «Попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки! Вспомню я тебя твои «шиши»». После этого пугающего сна стала бабушка по свечке и Егорию, и змию ставить. Прихожане недоумевают и спрашивают, мол, зачем она это делает?

- Да как же, родимые! Ведь не известно еще, куда попадешь: либо в рай, либо в ад!»

История давняя, известная, но далеко не архаичная, а абсолютно современна и к нашему церковному сегодня имеет самое прямое отношение.

Уже столько говорилось и писалось о том, что нельзя одновременно «налаживать отношения» и с Богом, и с теми, кто с Ним борется. А воз и поныне там. О бесах больше думаем и защиты от них ищем. Знаменитое украинское «пороблэно» в лексиконе и сознании не только сельских жителей. В городских храмах разговоры о порче и бесовском вселении отнюдь не редкость. Причем, тут с изысками технологическими подается, с современными мотивами и рассуждениями о космических силах, дискретных разнообразиях, с приправой восточной мистики и астрологических предсказаний.

Как будто не повторяем мы практически ежедневно: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10)…

Почему же так?

Отчего проблема решается не по рекомендованному «плюнь и дунь на него», а посредством – каждому по свечке?

К сожалению, сами в этом виноваты. Не объяснили толком, что делать реверансы в сторону зла - абсолютно бессмысленное занятие, так как мы, человеки, для сатаны и его клевретов представляем интерес лишь в качестве жертвы. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет 5:8).

Розовая сказочка о том, что когда-то один из святых заставил беса петь «Святый Боже», и сущность с рожками и злобой на третьем повторе превратилась в ангела, продолжает в разных вариациях пересказываться. А ведь подобное невозможно. Ненависть для бесов стала единственной формой отношений, для них даже собственное существование мучительно, а мы все пытаемся их ублажить и перевоспитать.

Может быть, все же лучше почаще рассуждать и каждому втолковать то, что бес без нашего желания и разрешения ничего сам сделать не может. Евангелие об этом четко и однозначно говорит. Давеча в храмах читали, как Господь бесов в свиней отправил. Не сами они вселились, а Он нечисть эту по их же просьбе туда и отправил. Нет у злых существ возможности самостоятельно «вселяться», не обладают они такой силой.

Мы их сами приглашаем, кормим и взращиваем. Как? Стремлением все свои проблемы, искушения и неудачи приписать каким-то внешним обстоятельствам. На любое наше «не вышло» - найдется внешняя причина, на собственную болячку - определится виновник. Оправдывать себя стало само разумеющимся состоянием, и нас даже не удивляет, когда ребенок, разбив чашку, не говорит «простите», а заявляет, что она на краю стояла…

От рукопожатия - до дружбы со злом

Нежелание видеть собственную несуразность и неумение, обрастает ворохом оправданий и претензий ко всем и ко вся. Тут обязательно и лукавый постарается подсуетиться, подскажет подходящее объяснение. Это начало рукопожатия со злом.

Далее вступает в силу артиллерия суеверий, предсказаний и прогнозов. Ведь с ними представить собственный грех, как вынужденный и единственно возможный выход, намного проще, да и звучит убедительнее. Ссылки на злой взгляд соседа, пустые ведра, неблагоприятный астрологический прогноз и отвратительную карму нынешнего дня не только убедительны для окружающих, но и собственную совесть убаюкивают.

Сотрудничество налаживается. От рукопожатия переходим к активной дружбе с теми, кто никогда не будет добр. И скоро они потребуют зажечь свечку и себе… приравнять свою нечистую сущность с Творцом, то есть отказаться от первой заповеди Божьей.

Практически на каждой исповеди приходится выслушивать сетование на злые силы, которые житья не дают. Они действительно очень злые и ненасытные, и избавиться от них не просто самостоятельно, без помощи Божьей практически невозможно.

Так почему же не заниматься профилактикой? Мы ведь в прошлом году все марлевые повязки одели, чтобы грипп не подхватить. И неудобно, и противно, и неловко, но одели. Аналогично и с защитой духовной. Через часто меняемую повязку покаяния, укрепленную огнем очищающего Причастия, ни один бес не проникнет…

Грязное по умолчанию намного быстрее к грязному прилипает, а «для чистых все чисто» (Тит.1:15).

Tags: публикация, статья, творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments