protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Послесловие

Местная городская газета попросила рассказать о недавних киевских торжествах и связанных с ними искушениях, которые вполне могли обернутся трагедией.
Рассказал.



Киевские церковные события последних дней июля вольно и невольно вернули нас в начало 90-х годов прошлого века. Тогда, поправ клятву на Кресте и Евангелии, бывший экзарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) решил, в угоду новым политическим реалиям, создать «независимую украинскую православную Церковь», надев на себя патриарший куколь и назначив сам себе звание «патриарха всея Украины и Руси». Раскол поддержали лишь два примкнувших к Филарету (Денисенко) архиерея, один из которых вскоре с покаянием вернулся в каноническую Церковь, и еще небольшая часть приходов, расположенных большей частью в западной Украине.
Новое «церковное образование» не поддержала ни одна из 14 Поместных православных Церквей мира, а Филарет (Денисенко) был низвергнут из сущего сана и сегодня является лишь монахом Филаретом, не имеющим права на богослужения и совершение Таинств.
Рассказывать о перипетиях тех, уже далеких лет, нет смысла. Слишком много сказано, снято фильмов, проведено аналитических исследований, написано диссертаций и книг.

Сегодняшние православные реалии таковы: у самозваного патриарха - около 4 тысяч приходов; у УАПЦ (есть и такое церковное, довольно непрочное и противоречивое, образование) - около тысячи; у нашей канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата - более 11 тысяч приходов.
По данным Государственного комитета по делам религий Украины, православный спектр следующий: 68,5% от общего числа приходится на религиозные организации УПЦ МП; 22,8% - УПЦ КП; чуть более 7,5% - УАПЦ. Оставшиеся 0,2% - это общины старообрядцев и «Российской истинно-православной церкви».
Раскол – это всегда трагедия. Причем, трагедия, проходящая через души миллионов верующих людей. Уврачевание расколов требует не только доброй воли и усиленной молитвы, здесь необходимы крайняя осторожность и последовательность, а также решительный отказ прибегать к помощи политических сил или власть предержащих личностей. Это внутрицерковная проблема, и любое вмешательство извне приведет лишь к дальнейшему отчуждению.

К сожалению, именно это и произошло в последние июльские дни, когда в Киеве с большой помпой и на государственном уровне решили превратить празднование 1020-летия Крещения Руси в действо политического характера – с помощью государства создать Поместную Церковь.
Изначально странным является это решение, так как Украина по Конституции – светское государство, и ни один орган власти не имеет права вмешиваться в жизнь Церкви, тем более, «разрешать» церковные проблемы. Здесь столь однозначны статьи главного Закона государства, что иначе толковать их просто невозможно.

Идея совместных торжеств с предстоятелями иных православных Церквей в дни Крещения Руси исходила от нашей Церкви и ее главы - Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана). Планировались совместные службы, встречи, культурная программа и миссионерские проекты. Так бы все и было, если бы не настойчивое желание государственных чиновников создать «национальную», а по сути «карманную» церковь, которая бы являлась важным звеном (да и игроком) в грядущих политических ристалищах.

Не спросив и не зная мнения и желания верующих, в высоких кабинетах приняли программу, как нынче любят говорить - «дорожную карту», соединения всех и вся в единую православную нацию. Посредником для этого решили выбрать Вселенского патриарха Варфоломея, который нынче проживает в Стамбуле, является государственным служащим турецкого государства и без разрешения властей даже не имеет права в подряснике показываться на улицах мусульманского города. Его передвижения ограничены небольшим островом Фанар. Приходы Вселенского патриархата разноречивы, многообразны и разбросаны по всему миру. Единства между ними нет, как нет и национальной общности. Количественно, глава Константинопольской (так еще называют Вселенского патриарха) Церкви объединяет около 10 епархий, а сколько в ней приходов, не знают даже на Фанаре. Вселенский патриарх равный среди всех 15 православных Предстоятелей Церквей и имеет лишь первенство чести во время проведения Вселенских Соборов (последний собирался 1300 лет назад), да еще является главным судьей в разрешении конфликтов между Церквями. Это право получил Вселенский патриарх потому, что когда-то Стамбул назывался Константинополем, и был он столицей православной Византийской империи.

Принимали в Киеве патриарха Варфоломея так, как когда-то принимали римского папу и Президента Буша - на государственном уровне. Естественно, забыв, что Вселенский патриарх приехал на берега Днепра лишь после согласия на этот визит и приглашения патриарха Московского святейшего Алексия II. Без этого приглашения визит был бы невозможен. Это церковный канон.

На торжества зазывались и предстоятели иных православных Церквей, но прибыли лишь немногие.
Официоз встречи, помпезность мероприятий у памятника Богдану Хмельницкому и у Софийского Собора, с несколькими тысячами свезенных с западных областей «верующих», был омрачен не только не прекращающимся дождем, но и отказом Вселенского патриарха дать благословение на создание «Поместной Церкви» с раскольниками. Более того, Варфоломей поставил условие: неучастие представителей «УПЦ-КП» и УАПЦ во всех запланированных торжествах.

Скромная встреча патриарха Московского и всея Руси Алексия в аэропорту лишь подчеркнула сегодняшние политические реалии, а вот та радость у стен Киево-Печерской Лавры, тысячи верующих, слезы и приветствия, громовое «Наш Патриарх – Алексий» рассказали об истинном положении вещей. Как ни старались противники духовного единства с Русской Православной Церковью в очередной раз нас поссорить и разделить, Господь не дал совершиться беззаконию.

Совместное служение на следующий день на Владимирской горке у памятника равноапостольному Владимиру предстоятелей Константинопольской, Русской и Украинской Церквей лишь подтвердили каноническое единение. Не принесли успеха радетелям раскола ни милицейские кордоны и заслоны, ни откровенно издевательские над чувствами верующих комментарии во время трансляции Литургии, ни отключение камер при словах-проповедях к своей пастве святейших Патриархов Алексия и Варфоломея.

Апофеозом торжеств стал грандиозный концерт на Крещатике, который являлся триумфальным завершением совместного миссионерского российско-украинского православного проекта. Более 200 тысяч молодых киевлян грохотом возгласов встретили не только знаменитых рок-музыкантов, но и взорвались криками и аплодисментами на призыв митрополита Кирилла крепить единство суверенных славянских народов России, Украины и Белоруссии.

Причастны, причем напрямую, к этим непростым праздничным дням в Киеве и священники нашего ровеньковского благочиния - больше десяти человек были и на службах, и на торжествах. Они воочию видели, как посрамляются те, кто ищет в вере своего народа лишь собственную политическую выгоду.

Несомненно, попытки силовым методом согнать нас в националистическое образование под именем «Помістна Церква» будут продолжаться, но они, при любых обстоятельствах, приведут лишь к новому расколу и дальнейшему разделению.
Изначально неправое дело, всегда будет иметь печальный финал.
Не нужно забывать, что не в силе Бог, но в правде.


От имени священнослужителей и верующих нашего города приносим молитвенную благодарность попечительскому Совету Ровеньковского благочиния, за помощь и содействие в организации поездки в столицу Украины.
Tags: церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments