protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

О винограде, Боге и благодарности

                                 

Вот уже лет двадцать, как наша городская газета "Ровеньковские вести" публикует мои небольшие "размышлизмы" под рубрикой "Светилен". Это не богословские статьи и очерки, а простенькие рассказы о церковных событиях, праздниках и православных традициях. Своего рода ликбез для тех, кто называя себя "православным", но в храм Божий заходит лишь изредка. Некоторые работы вошли в мои книжки, но большинство так и остались лишь на газетных недолговечных страницах.
Буду я их и здесь выкладывать, может быть, кому то надобно...



В первое сентябрьское воскресенье этого года, 3 сентября, во всех храмах православной Церкви читается Евангелие, где Господь говорит притчу о злых виноградарях (Мф.21. 33-47):
«был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»
Казалось бы, данный вопрос Иисуса Христа к своим слушателям не имеет к нам прямого отношения, тем более, что их ответ: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» Спасителя огорчил и Он говорит какую то странную фразу для современного человека, не искушенного в знании Библии, вообще непонятную: «неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

Так о чем же речь в данной притче? Что за угол, где лежал тот камень, который отвергли?
Краеугольный камень жизни — Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни.
Господь дает свои Дары, мы ими пользуемся, возрастаем, живем, детей рожаем, а о Боге забываем. Напоминает нам Создатель о Себе, посылая к нам пророков, праведников и своих служителей, но живя на всем готовом, полезном и вкусном, полученном совершенно «даром», нам эти личности не нужны, они в тягость, да и раздражают своими нравоучениями.

Странная ситуация сложилась. С детства приучены говорить «спасибо» в знак благодарности, а то, что данное слово есть производное от изначального «спаси Бог» в ум не берется. О Боге вспоминается лишь тогда, когда горько, тяжко, больно и боязно.

Вопль «за что, Господи!» слышен всегда, как и обвинения всех и вся постоянны, а то, что жизненные преткновения результат того, что благодарить за бесплатно данное не умеешь, что оставил двери свое сердца только для греха, даже не понимаем и знать не желаем. Тех же, кого Бог посылает напомнить, что ты пользуешься дарами данными тебе «просто так», не признаем, гоним, а при их настырности и убить можем. Причем убийство это объясняем «борьбой за свободу личности».
Невдомек представителям нынешних поколений, что родились они не по собственной воле, живут на этом свете, не ими сотворенном, кормятся и пользуются «виноградом», который они не садили, и при всем этом от них не дождешься даже краткого «спасибо» Тому, кто для них это создал.
Центр церковного богослужения – Божественная литургия, евхаристия – по-гречески, что в переводе означает «благодарение». Служится она в больших кафедральных соборах и монастырях ежедневно, а на небольших приходах и в сельских храмах в дни праздничные и воскресные. Но сколько не звони в колокола, сколь не возглашай во всех видах СМИ о том, что за неделю прошедшую поблагодарить надобно, лишь малая часть лоб перекрестить, Бога о милости попросить, душу исповедью освежить в храм приходят.

Спим. В прямом и переносном значении этого слова. Или на базар идем, купить то, что Бог дал, а чтобы не стеснять себя понятием Бога, называем продаваемое на рынке «дарами природы».
Вот и в этом году – все уродилось. И яблоки, и картошка, и арбузы с дынями, и помидоры с огурцами – все плод свой дало. Но что-то не видно потока людского в храмы Божьи с благодарностью. Иное направление движения: рынок – подвал, магазин – холодильник.
Господь – краеугольным камнем не стал. О Нем забыли.

Как мы относимся к тем, кто не благодарит нас за оказанную ему милость, помощь или содействие?
Правильно. Мы его стараемся просто забыть. Вычеркнуть. Не вспоминать.
Бог же милосерден. Он не забывает. Он просто делает шаг в сторону. Отходит от нас. И тут же болезни и прочие жизненные недоразумения вплоть до войны.
И все из-за того, что мы все те же неблагодарные виноградари из воскресного евангельского чтения.

"Ровеньковские вести" от 31.08.17

Tags: Евангелие, проповедь, публикации, размышлизма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment