protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

О винограде, Боге и благодарности

                                 

Вот уже лет двадцать, как наша городская газета "Ровеньковские вести" публикует мои небольшие "размышлизмы" под рубрикой "Светилен". Это не богословские статьи и очерки, а простенькие рассказы о церковных событиях, праздниках и православных традициях. Своего рода ликбез для тех, кто называя себя "православным", но в храм Божий заходит лишь изредка. Некоторые работы вошли в мои книжки, но большинство так и остались лишь на газетных недолговечных страницах.
Буду я их и здесь выкладывать, может быть, кому то надобно...



В первое сентябрьское воскресенье этого года, 3 сентября, во всех храмах православной Церкви читается Евангелие, где Господь говорит притчу о злых виноградарях (Мф.21. 33-47):
«был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»
Казалось бы, данный вопрос Иисуса Христа к своим слушателям не имеет к нам прямого отношения, тем более, что их ответ: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» Спасителя огорчил и Он говорит какую то странную фразу для современного человека, не искушенного в знании Библии, вообще непонятную: «неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

Так о чем же речь в данной притче? Что за угол, где лежал тот камень, который отвергли?
Краеугольный камень жизни — Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни.
Господь дает свои Дары, мы ими пользуемся, возрастаем, живем, детей рожаем, а о Боге забываем. Напоминает нам Создатель о Себе, посылая к нам пророков, праведников и своих служителей, но живя на всем готовом, полезном и вкусном, полученном совершенно «даром», нам эти личности не нужны, они в тягость, да и раздражают своими нравоучениями.

Странная ситуация сложилась. С детства приучены говорить «спасибо» в знак благодарности, а то, что данное слово есть производное от изначального «спаси Бог» в ум не берется. О Боге вспоминается лишь тогда, когда горько, тяжко, больно и боязно.

Вопль «за что, Господи!» слышен всегда, как и обвинения всех и вся постоянны, а то, что жизненные преткновения результат того, что благодарить за бесплатно данное не умеешь, что оставил двери свое сердца только для греха, даже не понимаем и знать не желаем. Тех же, кого Бог посылает напомнить, что ты пользуешься дарами данными тебе «просто так», не признаем, гоним, а при их настырности и убить можем. Причем убийство это объясняем «борьбой за свободу личности».
Невдомек представителям нынешних поколений, что родились они не по собственной воле, живут на этом свете, не ими сотворенном, кормятся и пользуются «виноградом», который они не садили, и при всем этом от них не дождешься даже краткого «спасибо» Тому, кто для них это создал.
Центр церковного богослужения – Божественная литургия, евхаристия – по-гречески, что в переводе означает «благодарение». Служится она в больших кафедральных соборах и монастырях ежедневно, а на небольших приходах и в сельских храмах в дни праздничные и воскресные. Но сколько не звони в колокола, сколь не возглашай во всех видах СМИ о том, что за неделю прошедшую поблагодарить надобно, лишь малая часть лоб перекрестить, Бога о милости попросить, душу исповедью освежить в храм приходят.

Спим. В прямом и переносном значении этого слова. Или на базар идем, купить то, что Бог дал, а чтобы не стеснять себя понятием Бога, называем продаваемое на рынке «дарами природы».
Вот и в этом году – все уродилось. И яблоки, и картошка, и арбузы с дынями, и помидоры с огурцами – все плод свой дало. Но что-то не видно потока людского в храмы Божьи с благодарностью. Иное направление движения: рынок – подвал, магазин – холодильник.
Господь – краеугольным камнем не стал. О Нем забыли.

Как мы относимся к тем, кто не благодарит нас за оказанную ему милость, помощь или содействие?
Правильно. Мы его стараемся просто забыть. Вычеркнуть. Не вспоминать.
Бог же милосерден. Он не забывает. Он просто делает шаг в сторону. Отходит от нас. И тут же болезни и прочие жизненные недоразумения вплоть до войны.
И все из-за того, что мы все те же неблагодарные виноградари из воскресного евангельского чтения.

"Ровеньковские вести" от 31.08.17

Tags: Евангелие, проповедь, публикации, размышлизма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment