protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Игумен Павел (Волгин) (часть I)

                                               

Зимой я опубликовал краткий очерк о игумене Павле (Волгине).
Служил он в двадцати километрах от нашего города в с. Дьяково. Многим это село известно по летним военным сводкам 2014 года.
Сегодня начинаю выкладывать воспоминания о нем, которые мне предоставили жители этого села.
Вот эта тетрадь, где многие годы записывались сведения о местном подвижнике.





Стилистику оставлю в соответствии с оригиналом, только немножко ошибки поправлю, да запятые поставлю.

Волгин Павел Иванович
1857 - 1958 (30 декабря)



Рассказывает Евдокия Раевская

В селе Дьяково, Луганской обл. Антрацитовского р-на есть храм назван в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, построен в 1888 - 1892 году.
В храме служил священник о. Иоанн, но он не нравился прихожанам (был гулящим) его отстранили и прислали старенького – престаренького.
В селе жили 3 монашки Мария Прохоровна, Ксения и Люба. И вот Мария Прохоровна поехала в Луганск в епархию за товаром, встретила там игумена Павла и пригласила его служить в нашем храме.
До этого он сидел в тюрьме 1937 г. за политику в Хабаровском крае на лесосплаве и там были наши Дьяковские (Токарев Николай, Пономарев, Черноволов, Скапенко, Кузнецов), так они говорили, - он там такие бревна таскал, всю нашу бригаду кормил. Давали ему 10 лет, но ему Сталин помог освободиться на 2 года раньше.
В 1945 г. его освободили, в январе 1946 г. он поступил в Одесскую духовную семинарию проучился пол-года и стал священником. Родом он из Московской обл., закончил Моск. университет, служил в царской армии в 20-е годы полковник, прослужил 20 лет (был и врачом).
Когда Мария Прохоровна пригласила его, он согласился, приехали в село он узнал, что здесь есть священник и говорит, - я приехал на живое место, здесь есть священник. Но того батюшку перевели на другое место, а игумена оставили. Поселился он жить с монашками, хатка у них была маленькая, и они решили построить побольше. Построили на ул. Тельмана 33 там и жили вчетвером.
Батюшка служил в храме прихожан тогда было много, приезжали люди из Красного Луча, Ново-Шахтинска Красной Поляны с Ростовской обл., с Должанки на службу и на послушание.
Вокруг храма была каменная ограда, но она сильно пострадала в войну, была разобрана, разваляна Начали строить, все в ручную камни собирали по буграм, свозили коровами.
В будние дни, когда не было службы батюшка ходил по домам, проведывал больных, служил и молился за них. Мне было лет 6, помню как приходит батюшка, мы играем во дворе (3 внучки). Дедушка загонит нас в хату, ставит на колени и батюшка стоит перед иконами читает молитвы, а мы слушаем.
Дедушка был у нас инвалид ходил на костылях, потому в храм не ходил, батюшка часто приходил сам, потом после молитвы батюшка с дедушкой долго разговаривали. А бабушка приготовит чтоб их покормить.
Потом бабушка наша Надежда Захаровна Раевская рассказывала. Жили они с дедушкой в бедности детей было 6-ро, дедушка инвалид был сапожник, зарабатывал мало бабушка растила детей, хозяйство держала, огороды обрабатывала в храм часто ходила. Выходит она однажды после службы с храма, а батюшка сзади идет, догнал ее на ступеньках положил руку на плечо и говорит:
- Золотой крестик несешь Надежда, - она как заплачет и говорит,
- Какой же он тяжелый. Прожила бабушка 84 года. 25 лет после смерти дедушки еще жила внуков нянчила и правнуков. В храм ходила, за всех молилась, возле покойников читала, и все Бога просила, чтоб ей умереть в своей памяти, чтоб при нашей вере, чтоб похоронили по - православному и чтоб не лежать долго, чтоб никого не обременять. И услышал Господь ее молитвы, заболела 4 дня полежала в постели, причастилась, помаслособоровалась и ночью умерла. На праздник 40 севастийских мучеников. Было у нее в то время 6-ро детей, 12 -внуков и 13 правнуков.
По окружным деревням Бобриково, Краснова, Клунниково, Егорова, х. Кр. Октябрь, х. 1 Мая ездили на линейке причащали маслособоровали больных, и всегда беседовали после молитвы. Батюшка был прозорливым и знал где лежат больные, он и будущее предсказывал.

Рассказывает Пелагея Ив. Новикова

Была я молодой, работала в колхозе на полях, а нас тогда заставляли идти доярками, а мне так не хотелось, а в храм ходить хотелось, но тогда не разрешали и могли выгнать с работы. Вот рассказала я одной старушке верующей Анне соседке, что мне хочется в храм и боюсь, а она мне говорит,
- Приходи ко мне вечером, к нам приходят люди и мы читаем божественные книги. Я и пришла к ней , читали и пели, они мне так понравились, а потом она мне еще говорит, - вот ко мне принесли продукты давай вечером отнесем до батюшки домой Понесли мы вечером продукты, отдали, а старушка эта говорит ,
- Батюшка вот дивчина эта хочет ходить в храм и боится , что ее с работы выгонят.
А он посмотрел на меня и говорит ,
- А тебе там (это выражение «а тебе там» была как поговорка у игумена) , будешь и в храм ходить и читать и петь и не выгонят с работы, так и сбылось вышла замуж за дьякона. И до своей кончины ходила в храм читала и пел на клиросе.
В селе он знал всех, мог встретить первый раз человека назвать его по имени, например: встречает мужичка и говорит:
- Здравствуй Степан.
Здравствуйте батюшка;
- ну как твоя мать Евдокия уже выздоравливает?
- та Слава Богу уже выздоравливает.
Батюшка дальше пошел, а Степан стоит и думает:
- откуда он знает что я Степан , и что мать моя Евдокия болела.
Бывает, кто умрет в селе, приходят батюшку заказывать, а он встречает и с порога, - ну что, умер твой отец или мать,
- да батюшка , умер.
- Ну что ж, похороним.
А хоронили тогда так. Несут впереди крест, потом батюшка идет, потом хор , потом покойника везут на линейке, потом люди идут. И за дорогу раза 3-4 останавливаются, читают Евангелие.
И еще батюшка говорил,
- вот видишь, как умрет бедный никого нет, а как богатый умрет все придут. Как я умру меня много народа придёт хоронить, и меня понесут.
Умерла больная девочка, хоронили с музыкой, батюшка увидел и говорит –
- О, музыка, сколько их пляшет впереди.

Рассказывала Елена Ивановна Кравченко
Умер у нее отец, а хоронить было не в чем, брюки одели его, покрывало дала соседка, а рубашку батюшка. Похоронили его, а через некоторое время снится Елене Ивановне сон. Лежит ее отец в брюках и без рубашки, она и поняла, что нужно ей вернуть рубашку батюшке, а в то время в магазинах ничего такого не было.
Ну она в то время в магазине работала и привезли к ним белые штапельные рубашки, она взяла самый большой размер такой как на отца, а батюшка был повыше. Принесла она ту рубашку в храм стала в притворе и ждет пока батюшка будет выходить, служба уже закончилась.
Батюшка идет и еще с храма увидел ее в притворе подходит, она и говорит ему :
- Батюшка я вам рубашку принесла, вы моему отцу давали, а он мне приснился без рубашки, но она на вас наверное будет маленькая, а он ей ,
- А тебе там, давай я одену, одену. (Еще на кого то оденет). Работали люди в храме делали ремонт, а жители носили продукты, чтобы их кормили. Собрала и Елена Ивановна сумочку продуктов и понесла, приходит, зашла в ограду, а батюшка с Прохоровной сидят на лавочке разговаривают. Она подошла поздоровалась и говорит, - батюшка я продукты принесла вашим рабочим , а батюшка говорит , - хорошо что принесла , отнеси Прохоровна продукты а ты иди я покажу тебе как мы делаем ремонт. Завел меня в храм и начал рассказывать и показывать, как надо делать ремонт. Она удивилась, чего это он ей показывает и рассказывает, а потом после его смерти она стала работать в храме , и 36 лет проработала и все ремонты были на ней.

Рассказывает Мария Сергеевна Кучмиева
Жила она с детьми на хуторе Красный Октябрь после войны, муж был в плену и они решили переехать в Дьяково. Дали им какую-то хату, но они попросили себе другую, она была полуразваленная без стекол, она ее подстроила помазала побелила, а батюшка как увидел говорит:
- Сняла хатка черную магу и одела беленький-беленький платочек, а ты детка будешь вдова. Через 3 года муж вернулся из плена и умер.
После войны собирали продукты по селам Каменка, Янова Камышатская, х. 1 Мая и х. Красный Октябрь. Мама моя с женщинами собирали и свозили на один двор до кого-нибудь, а мы ездили возыком перевозили в Дьяково, не заберем за 1 раз, едем на другой день. А потом стали в селе говорить, что я продукты возила и детей кормила, а их у Марии Сергеевны было 4-ро а муж в плену. Я и сказала маме, что больше не буду ездить за продуктами. А мама исповедовалась у батюшки и сказала, что так на селе говорят за ее дочь. А батюшка говорит, - пусть не отступает от такого дела, пусть никого не слушает, а если и взяла что для детей, то ничего.



продолжение, даст Бог, последует...


Tags: Дьяково, Павел (Волгин), подвижник, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment