protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

о проповеди, проповедниках и сомнении

                                                         

Для священника подготовка к проповеди в дни нынешние стала простой. Было бы желание.
Не нужно перерывать старые конспекты, если они есть, вопросительно смотреть на полки с книгами, листать гомелетические сборники, в поисках нужной, живой и доходчивой мысли на заданную тему. Достаточно просто зайти в православный сегмент интернета, вбить в поисковик нужное словосочетание и перед тобою ворох ссылок, как на тексты, так и на аудио и видео ресурсы.
Так что если не хватает времени или сообразительности, то пред тобой оригинальности о. Андрея Ткачева, неожиданности о. Димитрия Смирнова, необычности о. Артемия Владимирова и вся догматическо-нравственная полнота самого Патриарха.
Всё бы хорошо, да вот встречаются среди довольно популярных, вполне каноничных и уважаемых проповедников странные казусы, которые сложно предать забвению или вырубить топором отвержения.
Нет, ошибки - это не страшно, как и неверные оговорки или неточности не смущают. Как говорится «все мы немощны, ибо человецы суть», но иногда приходится слышать такое, что анализу поддается с трудом, а определить «что это?» вообще невозможно.
Понимаю, что самое легкое - критиковать и указывать на чужие огрехи. Лучше иногда промолчать и на себя любимого внимания обратить, так как тоже неудобоносимое произносил, но есть примеры, о которых говорить, наверное, все же нужно.
Последний мой «ступор» произошел пред недавней Лазаревой субботой.
Тема с воскресением мертвых всегда интересна и не только для прихожан, но и для священника. Хочется сказать что-нибудь емкое и в тоже время четкое, чтобы не повторяться и быть для слушателей не только полезным, но и интересным.
Среди нескольких проповедников, уверенно поселившихся на YouTube, есть протоиерей Владимир Головин из славного города Болгар, что в Татарии.
Его многие слушают и смотрят, на вопросы он отвечает активно и одобрений (то бишь лайков) получает предостаточно, но то, что услышал я в проповеди о Лазаревой субботе (смотрите с 18.50 минуты) реально смутило.
Изначально батюшка «оригинально доказал», что отпевание усопшего в храме, который перед смертью просил и умолял всех и вся его ни в коем случае не отпевать, иконы на похороны не приносить, бабулям псалтырь не читать и т.д., все же необходимо «провожать» именно в церкви. Логика, конечно, наука серьезная, но подобную оригинальную интерпретацию я встречаю впервые.
Дальше - больше.
Чтобы доказать, что все сделано правильно и как «нужно» следует пример «реального чуда».
Когда он, то бишь протоиерей Владимир Головин, развязал руки у усопшего, то тот, покойник который, взметнул их вверх. Именно вверх! Да так взметнул, что крышку гроба закрыть не могли…
Нет, я понимаю, с покойниками нашими многое случается. И мне пришлось пережить пару удивительных случаев, когда было и «ах» и «ох» (вот один из примеров, вошедших в одну из моих книжек), но, то, что рассказывает отец Владимир Головин мне трудно представить, определить и охарактеризовать…
Улыбку данный «факт» вызывает и смущает. Так что декартовское «подвергай все сомнению» при просмотре православного YouTube, вполне актуальный призыв.




Tags: гомилетика, интернет, проповедь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments