protoierei Alexandr (rebrik) wrote,
protoierei Alexandr
rebrik

Цветущая смоковница веры

публикация на Православие в Украине



Недалеко от нашего храма городская налоговая инспекция располагается. В старом, хрущевских времен двухэтажном здании, снаружи облагороженном пластиковым обрамлением и стеклянным входом, работают те, которые необходимы в каждом государстве и деятельность которых практически никто не любит. Название им дали еще при Петре I – фискал и кроме столь неблагозвучного определения вменили в обязанность быть «надсмотрителем, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Специально спросил в соцсетях, есть ли хоть одно произведение литературное, музыкальное или киношное, где о добром налоговом инспекторе речь ведется. Лишь один фильм вспомнили, Охлобыстиным снятый и который, само собой, «Мытарь» называется.
И все!
На протяжении всей сознательной истории человечества налоговики были, есть и будут, той категорией служащих, которую с хлебом-солью не встречают и с улыбкой не провожают.

И вдруг, вот уж, действительно «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23), сам Господь, Иисус Христос, увидев залезшего на дерево, нелюбимого народом начальника местных налоговиков возглашает: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лук.19:5).
В этом событии все не вкладывается в рамки обыденности и принятых в обществе правил и отношений.

Богатый глава налоговиков, уже не в молодых годах, не брезговавший брать «с лихвой», его слова «если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8) об этом свидетельствуют, на виду всей толпы, залазит, как ребенок, на цветущую смоковницу, чтобы увидеть Христа. Вероятно, он слышал раньше о Христе Спасителе. Трудно сказать, верил ли он в Него как в Мессию. Скорее всего, Закхей верил в Христа, как в великого пророка и чудотворца, который совершал не только чудеса исцеления, но даже воскрешал мертвых. Это лишь после, в своем доме, будет узнавание и признание: «Господи!».

Из поколения в поколение, из века в век награждаются власть предержащие, официальными любвеобильными характеристиками, украшающими эпитетами и подвигами, которые они не совершали.
Закхей не исключение. Ведь имя его означает «праведность или справедливость». Как несуразно оно звучало, если в жизни главы сборщиков налогов было множество несправедливых поступков! Можно представить, какие нелестные слова произносили о нем «за глаза», а, может быть, и прямо в глаза! Казалось бы, закостенел грех в душе Закхея, не изменится ни он сам, ни отношение людей к нему.
Но стоило Богу лишь обратить к нему взгляд и с радостью бежит налоговик домой, готовится к встрече Христа!
Здесь и открывается особенность, неповторимость и неотмирность нашей веры. Даже малейшее желание прикоснуться к святости, к истине тут же встречает ответ Христа. И не только взгляд, но и Его Слово, Его обещание, Его приход.

Мы не редко в проповедях говорим, что Господь всегда рядом с дверьми твоего сердца, и что Он регулярно стучит в эту захлопнутую дверь. И часто, очень часто, за суетной греховностью мчащихся дней жизни, не видим мы Стоящего, не слышим Стучащего. Да и желания особого нет поступить как Закхей: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8). Торжествует принцип: ничего не вижу, ничего не слышу. Именно потому, что данный постулат в жизни преобладает и крик раз за разом священник слышит: почему Бог меня не замечает, почему не помогает?! Ответ прост: не стараемся забраться на постоянно цветущую смоковницу нашей веры, с которой Бог обязательно тебя заметит.

К маленькому, несправедливому и нелюбимому всеми Закхею Бог идет в гости, восседает с ним за трапезой и даже говорит ему «ныне пришло спасение дому сему» (Лук.19:9).
Для Бога все равны, значит и в доме Его, то есть в Церкви, нет разделения на бедных и богатых, маленьких и больших, начальников и подчиненных. Очень часто Господь открывается тем, кто по земным меркам являются самыми последними и ничтожными.
Злословить и осуждать богатых и власть предержащих уже стало повседневной обыденностью. Да что там обыденностью! В дни нынешние осуждение преобразовалось в «коктейли Молотова». Нынче мы стали намного хуже той толпы, которая, увидев поступок Христа «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лук.19:7). Сегодня ропот в кровь человеческую превратился. Мы уже вершим суд и делимся на «наших» и «не наших». О Боге забыто, кающийся Закхей не в почете, толпа из желающих увидеть Христа превратилась в толпу жаждущих мести.

* * *
Кто и в какой стране добровольно и радостно платит налоги? Не встречал таких. Евангельский Закхей не только их собирал, но и был старшим «по департаменту». Он подчинялся правилу: если не собрал положенного, то отдашь своё, а затем с должников возьмешь вчетверо. То есть перед нами четкий чиновник-фискал, века своим существованием пронизывающий. Эдакая постоянная реальная константа всех времен и народов.
Постоянная, но не вечная!
Смоковница веры всегда в цвету и она везде произрастает. Христос рядом. Колокольный звон каждое утро и вечер о Нем напоминает.
Вот только, редко кто с расположившейся неподалеку налоговой инспекции в наш храм заходит, чтобы с Богом пообщаться. Пару раз в год очередные стажеры оттуда прибегают с вопросом «Где ваш кассовый аппарат?» и удивленно пожимают плечами, когда узнают, что мы вне их «системы».
Осуждать не буду, так как знаю, что и среди них есть и будут Закхеи…

Tags: Евангелие, Закхей, статья, творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment